Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv

Атака на Пёрл-Харбор. Воспоминания очевидцев

Дата: 06.12.2013 15:33:10
Pinkman26: Уважаемые посетители форума, предлагаю вашему вниманию статью авторства уважаемого Byzantine
Франклин Делано Рузвельт в своей речи перед Конгрессом назвал 7 декабря 1941 года «днём позора». Внезапное нападение Японии застало американский флот в гавани Пёрл-Харбора врасплох. Столь неожиданное и вероломное начало войны сплотило американцев, в один момент лишив США ощущения вечной безопасности. Историки дают самые разные оценки эффективности японской атаки: от невероятно хвалебных отзывов до скептической критики. Мы не будем спорить, а вместо этого попытаемся рассказать вам о Пёрл-Харборе устами непосредственных участников события.
Изображение
Эсминец USS Dale в море, 1938 год
Героями нашего рассказа станут эсминец USS Dale и его команда. Корабль был построен в 1935 году и первые четыре года своей службы провёл на Западном побережье США. В 1939 году эсминец получил приказ передислоцироваться на Гавайи. USS Dale, впоследствии прошедший всю войну и намотавший тысячи миль, в тот день стоял в гавани Пёрл-Харбор «в связке» с четырьмя другими эсминцами. Как и весь американский флот, команда корабля была застигнута японской атакой врасплох.
В 7:55 по местному времени матрос Деллмар Смит сидел на трубе торпедного аппарата с чашкой кофе и разговаривал со своим сослуживцем, когда их внимание привлекла большая группа самолётов, приближавшаяся к стоянке кораблей. Они принялись гадать, откуда же взялась воздушная эскадрилья: авианосцы USS Enterprise и USS Lexington в это время были далеко в море, а USS Saratoga стоял в доке в Брементоне. Лишь когда армада приблизилась, матросы поняли, что самолёты — японские.
Изображение
Редкая фотография, хранящаяся в Библиотеке Конгресса США: атака Пёрл-Харбора из кабины японского самолёта. На переднем плане виден один из японских торпедоносцев (вероятно, Nakajima B5N)
Все, кто находился на палубе эсминца, бросились вниз оповестить остальную команду. Один из старших торпедистов ранее неоднократно подшучивал над своими товарищами, неожиданно врываясь в помещение и крича: «Японцы атакуют!». Поэтому утром 7 декабря ему уже никто не поверил. Но в следующее мгновение моряки услышали грохот взрывов...
Баталер Харольд Райкерт вспоминал потом, что он видел японский торпедоносец, шедший в атаку на старый линкор USS Utah. Линкор был переоборудован в корабль-мишень, и японский лётчик, по всей видимости, принял его за авианосец из-за деревянного настила на палубе. В 08:01 две торпеды попали в борт корабля, и он начал набирать воду и крениться на борт. Однако команда USS Utah вела себя на удивление хладнокровно и организованно покинула погибающий корабль, что позволило свести потери к возможному минимуму. В тот день погибли 64 моряка из экипажа линкора, остальные 461 сумели спастись.
Команда USS Dale тем временем судорожно пыталась прийти в себя. Старшим офицером на корабле оказался энсин Раделл с опытом службы не более года. Один из матросов, пробегая мимо него по коридору, крикнул, что японцы атакуют флот. Энсин не поверил и пошёл на палубу. В следующий момент он увидел страшную картину не битвы, но разгрома: в 08:10 японская бомба пробила палубу линкора USS Arizona около башни главного калибра. Согласно одной из версий, бомба попала не прямо в артпогреб ГК, а в хранилище чёрного пороха, который использовался для сигнальных пушек и катапульт. А уже легко воспламенившийся чёрный порох вызвал мощнейший взрыв в хранилище бездымного пороха. По воспоминаниям выживших моряков линкора, корабль в одном мгновение превратился в огненный шар, ставший адом для более чем тысячи членов экипажа. Матрос 1-го класса Карл Карсон, один из немногих спасшихся с USS Arizona, вспоминал, как нашёл одного из своих товарищей, когда уже был отдан приказ покинуть корабль. Он звал и умолял о помощи. «На него было страшно смотреть, — рассказывает Карсон. — Он весь обгорел… Я ничего, абсолютно ничего не мог для него сделать. Это мучает меня всю мою жизнь. Но он умер. Чуть позже он умер».

Изображение
Пожар на линкоре USS Arizona. На фотографии хорошо видно, как накренилась надстройка корабля
Стоит отдать должное американским морякам: несмотря на хаос и неразбериху, они старались выполнять свой боевой долг. Матросы USS Dale бросились к орудиям, но на них даже не было орудийных замков, не говоря уже о боеприпасах. Приходилось решать эти вопросы быстро и неординарно. Машинист-помощник Джим Стерджилл, отчаявшись найти ключи от ящика с боеприпасами, просто взял кувалду и разбил замок. Кто-то из команды полез на дымовую трубу, чтобы снять с неё брезент (на стоянке их укрывают, чтобы не залилась дождевая вода), но для разрезания верёвок не нашлось ничего лучше… перочинного ножа. В один неприятный момент энсин Раделл на мостике эсминца обнаружил, что орудия стоявшего слева от них однотипного USS Farragut направлены прямо на их корабль! Схватив рупор, офицер принялся кричать команде соседей, чтобы те отвели пушки в стороны.

Изображение
На этом фото из Библиотеки Конгресса США видна степень повреждений линкора USS Arizona
По радиосвязи пришёл приказ выйти из залива и установить боевое охранение Пёрл-Харбора: в открытых водах были замечены японские подлодки. Задача казалась невыполнимой: машины эсминца были остановлены, и требовалось разжечь котлы. Обычно это занимало около двух часов, но в тот день механикам удалось это сделать всего за девятнадцать минут! Стоявший крайним USS Monaghan уже вышел из связки и набирал ход. USS Dale отправился следующим и сразу же подвергся страшной опасности! Рулевой Эрнест Смит вспоминал, что заметил след от двух торпед, шедших прямо на эсминец. Но команде USS Dale в тот день невероятно везло: на корабле почти не было никакого груза и припасов, и его осадка была всего 9 футов (чуть меньше 3 метров). Торпеды прошли под эсминцем и взорвались на берегу.
Везучий USS Dale на всех парах направился к выходу из залива. Они прошли мимо USS Monaghan, который застрял на мелководье и отчаянно сражался за свою жизнь: неподвижная цель, пусть и маленькая, была весьма удобной для японских пилотов. Далеко впереди матросы видели USS Nevada, единственный линкор, который смог запустить машины и дать ход. Молодой энсин Джо Тауссиг, оказавшийся старшим на мостике, справедливо решил, что самое безопасное место для такого огромного корабля — в открытом море, и тоже повёл Nevada на выход из Пёрл-Харбора. Японцы разгадали его манёвр и принялись яростно атаковать линкор, желая затопить его в узком проливе и тем самым на долгие месяцы закрыть американский флот на его базе. Энсину не оставалось ничего другого, как выбросить корабль на берег, но его смелые и решительные действия помогли сохранить этот линкор в строю.
Изображение
После попадания двух торпед и одной бомбы линкор USS California опустился на дно, но из-за небольшой глубины сел на киль
Команда USS Dale наблюдала безрадостную картину разгрома, но не теряла присутствия духа. Кочегар Эрнест Шнабель вспоминал, что они старательно готовили корабль к бою прямо на ходу. Боцман Фуллер получил приказ очистить палубу от всех деревянных предметов: при попадании в них пуль отлетающие щепки столь же опасны, как и шрапнель. Деревянный навес от солнца, ведра, ящики — всё летело за борт. Дойдя до кормы, Фуллер схватился за импровизированный деревянный холодильник для мороженого с намерением избавиться от него… Стоит отметить, что в то время мороженое для моряков было невероятной роскошью, и особенно для команд эсминцев. На таких небольших кораблях с плотной компоновкой просто негде было поместить настоящий морозильник, и лакомство они получали с линкоров и авианосцев. Ушлые моряки больших кораблей порой даже придумывали способы, как заставить матросов эсминцев заплатить за него! Поэтому, едва Фуллер собрался выбросить ящик за борт, как его остановили. В мгновение ока замок был разбит, а мороженое раздали морякам. Сторонний наблюдатель мог видеть странную картину: в окружении взрывов и грохота, возвещавших о вступлении США во Вторую мировую, эсминец USS Dale мчался к выходу из Пёрл-Харбора, а его команда стояла за орудиями и ела мороженое.

Изображение
Линкор USS Tennessee (слева) и севший на ровный киль линкор USS West Virginia
Как и в случае с линкором USS Nevada, японские лётчики захотели воспользоваться удачным моментом и набросились на USS Dale. Команда корабля яростно отстреливалась из орудий и зенитных пулемётов. Энсин Раделл вёл корабль на скорости в 25 узлов — это притом что обычно они выходили из пролива на 5 узлах! Мощные авиационные бомбы падали со всех сторон, но ни одна не попала в цель. Прежде чем взорваться, они зарывались глубоко в ил, и при каждом близком взрыве эсминец окатывала волна грязи и камней. Выбравшись из залива, корабль получил свободу для манёвра, и вскоре самолёты прекратили его атаковать.
К половине одиннадцатого японская воздушная армада покинула небо над Пёрл-Харбором. Американский флот приходил в себя, но нервы у всех были на пределе. Вместе с другими эсминцами USS Dale приступил к патрулированию, но в 2 часа дня обнаружилась неприятная вещь. Близкие разрывы бомб повредили шестерни одного из двигателей, и эсминец потерял скорость. Ближе к вечеру энсин Раделл отдал приказ «Стоп машины!». По воспоминаниям членов команды, сразу же наступила необыкновенная тишина. Не было видно ничего и никого: ни американских кораблей, ни японских подлодок. Все нервничали, понимая, что стоящий неподвижно эсминец — очень лёгкая цель. «Вся команда поднялась на палубу, — вспоминал механик-оружейник Джон Крюс, — никто не хотел оставаться внизу, когда в любой момент в нас может попасть японская торпеда».

Изображение
Американские моряки отдают последнюю дань уважения своим товарищам, погибшим во время налёта 7 декабря
Ранним утром 8 декабря на борт эсминца поднялся лейтенант-коммандер Роршах и принял командование кораблём у энсина Раделла, который с радостью сдал свой пост. На рассвете USS Dale вернулся в гавань. Моряки могли лицезреть страшную картину разрушений, оставшихся после японского налёта. USS Nevada мешал входу и выходу кораблей, USS Arizona продолжал гореть, как и многие другие суда, а линкор USS Oklahoma перевернулся, став ловушкой для сотен членов экипажа, застрявших в трюме корабля.
Изображение
Эсминец USS Dale сопровождает транспортный конвой, 1944 год
Команду эсминца USS Dale ждали долгие походы и четыре года войны. Везение не покидало моряков этого маленького корабля. Они прошли все сражения на Тихом океане без боевых потерь, сражаясь и в Коралловом море, и на севере, в холодных водах у Командорских островов. За свою безупречную службу эсминец получил 12 «боевых звёзд». К сожалению, сразу после войны USS Dale был отправлен на слом, но он продолжает жить в воспоминаниях храбрых моряков, мужественно встретивших на корабле начало войны.
Источники:Tales From A Tin Can, Michael K. Olsen, Zenith Press, 2010.
At Dawn We Slept: The Untold Story of Pearl Harbor, Gordon W. Prange, Penguin Books, 2001.
Newsweek, The International Magazine, Vol. CXVIII, No. 22, Nov. 25, 1991.
http://www.ussarizona.org.

Реклама | Adv