Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv

Цена ошибки

Дата: 13.09.2013 15:17:50
Pinkman26: Уважаемые посетители форума, предлагаю вашему вниманию статью авторства уважаемого DarkSkalD
«…я был одним из многих подводников, которые считали, что не стоило проводить испытания атомной бомбы…в Нью-Мексико, когда можно было сбросить ее на торпедный арсенал»
П. Шварц, ветеран-подводник Второй Мировой войны и военный историк 30-е годы в Соединенных Штатах Америки проходили под знаменем борьбы с последствиями Великой Депрессии. Борьба эта включала в себя и оптимизацию бюджетных расходов, чего не избежали и программы ВМФ США по разработке новых видов вооружения, в частности, торпед. Сложно сказать, сколько долларов налогоплательщиков удалось сэкономить федеральному правительству США. Одно точно: за каждый из них пришлось заплатить кровью американских моряков в ходе Второй мировой войны. Но обо всём по порядку.
Предвоенные годы Главным центром разработки стал Торпедный арсенал в Ньюпорте (Newport Torpedo Station — NTS). В условиях недостаточного финансирования сотрудникам NTS удалось разработать новое поколение торпед, предназначенных для авиации, подводных лодок и надводных кораблей. Этими торпедами стали Mark 13, Mark 14 и Mark 15 соответственно.
Изображение
Торпедный арсенал в Ньюпорте, 1920-е гг. В новых торпедах использовался ряд передовых технологических решений, позволивших им существенно опередить старые образцы по скорости и весу боевой части. Применение же одинаковых узлов и компонентов упрощало производство.
Изображение Изображение Изображение
Сверху вниз: торпеды Mark 13, Mark 14 и Mark 15. Торпеды прошли комплекс испытаний в водах Новой Англии, что позволило, по мнению конструкторов, изжить присущие любому механизму врождённые проблемы и довести новое вооружение до, казалось бы, идеального состояния. Для Mark 14 и Mark 15, предназначенных для подводных лодок и надводных кораблей, был разработан специальный взрыватель двойного действия Mark 6. Он обеспечивал подрыв торпед как при контакте с целью, так и при прохождении через магнитное поле противника. Это позволяло поразить цель в борт и вызвать детонацию торпеды под килем корабля, лишённым противоторпедной защиты, что по замыслам военных теоретиков повышало эффективность торпеды примерно в три раза. Mark 6 должен был существенно увеличить боевую эффективность подводных лодок и эсминцев и стать неприятным сюрпризом для потенциального противника, а потому его существование было скрыто за настоящей завесой секретности.
Изображение
Торпеда Mark 14 и взрыватель двойного действия Mark 6. Высокие флотские чины были довольны: новое поколение торпед сочетало последние технологические достижения с мощнейшим промышленным потенциалом страны. К тому же экипажи надводных и подводных кораблей провели несчётное количество учений и были подготовлены как минимум не хуже, чем моряки остальных ведущих морских наций. Они были готовы к блестящему успеху… и тем тяжелее оказалось разочарование первых месяцев войны.
Изображение
Внутри комплекса Торпедного арсенала в Ньюпорте, 1943 г. Сначала казалось, что главной проблемой стало разрушение 10 декабря 1941 года торпедного арсенала в Маниле, где хранились основные запасы торпед всех типов для Тихоокеанского флота США. Американские субмарины и эсминцы сразу же оказались в ситуации дефицита боеприпасов. Но это оказалось меньшим из всех зол.
Mark 14 Первыми тревогу забили подводники: за первые 4 месяца войны на Тихом океане американские субмарины провели 136 атак, выпустив порядка 300 торпед. Потоплено было всего лишь 10 японских кораблей. Mark 14, направленные точно в цель, не могли поразить противника; также наблюдались случаи несрабатывания детонатора. Жалобы со стороны подводников были услышаны, и реакция последовала незамедлительно: Главное управление вооружения Военно-морских сил обвинило моряков в некомпетентности и ненадлежащем уходе за боеприпасами.
Изображение
Торпеда Mark 14 на фоне подлодки USS Bowfin (SS-287), Гонолулу Переломить упорное нежелание армейских чиновников признать наличие недостатков у новых торпед смог командующий подводными силами на Тихом океане контр-адмирал Ч. Локвуд.
Изображение
Контр-адмирал Ч. Локвуд Он организовал ряд испытаний Mark 14, выявивших, что детища конструкторов из Ньюпорта в среднем идут на 10 метров глубже, чем было установлено в настройках торпеды. Первое время эту информацию не хотели принимать, однако позже тесты, проведённые экспертами Главного управления вооружения, подтвердили информацию Локвуда. Оказалось, что в ходе довоенных испытаний в Ньюпорте использовались специальные облегчённые учебные боевые части для торпед, которые позволяли выловить боеприпас после стрельб. По тем временам это являлось существенной экономией, поскольку каждая торпеда стоила 10–15 тыс. долларов (значительная сумма для 30-х годов). Кроме того, к началу войны торпеда получила более массивную боевую часть, однако перенастройка систем удержания глубины не производилась. По окончанию расследования 1 августа 1942 года Главное управление вооружений направило циркуляр, сообщавший об этом дефекте Mark 14. Шёл 9-й месяц войны на Тихом океане.
Изображение
Торпеду Mark 14 достают из воды после испытаний. Проблемы с торпедой Mark 14 на этом не закончились. И, что самое неприятное, каждый новый дефект выявлялся только после устранения предыдущего. Так, после решения проблемы с глубиной хода торпеды выяснилось, что взрыватель двойного действия Mark 6, настоящее чудо довоенных инженеров, не был в достаточной мере протестирован перед войной. Поддержание высочайшего уровня секретности привело к тому, что подводники не успели как следует ознакомиться с новой системой и критически оценить её характеристики.
Изображение
Погрузка торпеды на подлодку USS Spot (SS-413) В результате отмечались преждевременные срабатывания магнитного взрывателя, что не только не позволяло подлодкам успешно провести торпедную атаку, но и демаскировало их, ставя жизни членов экипажа под угрозу. Устранение этой проблемы выявило, что ненадёжен и контактный механизм детонатора, не рассчитанный на высокую скорость торпеды. В качестве временной меры капитанам подводных лодок предписывалось рассчитывать торпедный треугольник так, чтобы попадания следовали в борт корабля под углом. Практические испытания показали, что это уменьшает шанс несрабатывания детонатора. Большую часть недостатков торпед Mark 14 удалось исправить лишь через 21 месяц после удара по базе Пёрл-Харбор.
Несмотря на все недостатки и неисправности торпед Mark 14, к концу войны американские подводники уничтожили до 55% всех японских кораблей (свыше 1100 торговых и 200 военных кораблей общим тоннажем в 5,6 млн. тонн). Эти победы были оплачены ценой жизни 3505 моряков и потерей 52 субмарин.

Реклама | Adv