Новостная лента

Модератор: ob_ekt_195

#110960 Edrard 19 фев 2015, 18:20

Изображение

Воздух на Иводзиме пахнет серой — её здесь добывали ещё до начала Второй мировой войны. Само название в дословном переводе с японского означает «серный остров».

Когда начались боевые действия на Тихом океане, на Иводзиме построили радарную станцию и разместили японский военный гарнизон. 30 июня 1944 года его командующим был назначен генерал Тадамити Курибаяси. Под руководством генерала остров превратился в укрепрайон — с подземными тоннелями, дотами, капонирами. Кроме того, сюда были переброшены дополнительные силы, в частности 26-й танковый полк под командованием полковника Такэити Ниси с 22 танками «Чи-Ха» и «Ха-Го».

Прибыв на Иводзиму, Ниси понял, что для сколь-нибудь манёвренных действий островок попросту мал. В итоге японские танки по большей части использовались как бронированные огневые точки. Чтобы запутать американцев, японцы изготовили ещё и каменные макеты танков, отличить которые от настоящих можно было только вблизи. Остров был готов к обороне.

Ключ к небу Японии

М4 «Шерман» на ИводзимеНа Иводзиме укреплялись неспроста: остров имел стратегическое значение. После того как в 1944 году США выбили японцев с Марианских островов, Японию начали регулярно бомбить американские B-29 Superfortress. Радарная станция на Иводзиме позволяла заранее оповещать ПВО Японии о налётах, а также помогала японским истребителям перехватывать американские бомбардировщики на пути не только к месту удара, но и обратно. Кроме того, с дозаправкой на Иводзиме японские бомбардировщики могли дотянуть до Марианских островов и нанести американцам ответный визит.

Захват Иводзимы не только пробил бы дыру в японской противовоздушной обороне. Остров стал бы для американцев перевалочной базой для размещения истребителей эскорта и посадки повреждённых «Сверхкрепостей». Всё-таки терять В-29 было накладно: каждый не вернувшийся бомбардировщик стоил США около полумиллиона долларов и 11 обученных лётчиков.

Штурмовать остров должен был корпус под командованием генерал-лейтента Холланда Смита.

Высадка американцев началась утром 19 февраля 1945 года. Первую волну десанта должны были поддерживать плавающие танки LVT(А)-4 — модификация десантной амфибии LTV с 75-мм гаубицей в открытой вращающейся рубке. Но уже в самом начале американский план начал буксовать в прямом смысле слова: на мягком вулканическом грунте даже гусеничные машины вязли ещё до выхода на берег. Японцы, согласно своему плану, не мешали высадке десанта на пляж. Они выжидали, пока американцы начнут двигаться вглубь острова — на минные поля, в заранее пристрелянные участки местности.

30 000

американских солдат высадились на Иводзиме
к вечеру первого дня сражения

Через несколько минут американцы оказались под пулемётным, миномётным и гаубичным огнём из отлично замаскированных укреплений, не имея возможности даже толком окопаться. Стенки окопчиков, отрытых в вулканическом пепле, почти сразу осыпались, но даже если какому-то американцу и удавалось выкопать ямку побольше или просто найти воронку от бомбы или снаряда, то ему вскоре предстояло близкое знакомство с сернистым газом, обильно сочившимся из почвы.

Во второй волне, под шквальным огнём артиллерии, миномётов и противотанковых пушек, высаживались настоящие танки — «Шерманы» М4А3. При этом пляжи высадки были буквально нашпигованы минами, а грунт на них был слишком вязким даже для танковых гусениц.

Танк-бульдозер роты «А» попытался проложить дорогу, но подорвался на фугасе, а затем получил три прямых попадания из крупнокалиберных миномётов. Бульдозер был полностью уничтожен. Остальные «Шерманы» попробовали колонной пройти вглубь острова между снарядными воронками, но в 90 метрах от берега попали на минное поле и были обездвижены. Через 7 часов после высадки рота «А» лишилась 12 танков из 17 — семь увязшими и пять подбитыми. Другие роты также понесли крупные потери.

К вечеру первого дня высадки общие потери десанта намного превосходили все расчёты, составив более двух тысяч человек убитыми и ранеными. Возможно, более чувствительную к потерям армию это заставило бы прекратить операцию. Но тогдашние американцы были сделаны из другого теста. К вечеру их на берегу стало 30 000 — больше, чем солдат в японском гарнизоне.

Огнём и бронёй

«Шерманы», особенно их огнемётные модификации, оказались незаменимым подспорьем в «прогрызании» японской обороны. Сначала танки подавляли японские огневые точки стрельбой из орудий и пулемётов, затем, подойдя ближе, заливали амбразуры и выходы из подземных туннелей напалмом. Если, конечно, получалось подойти. Для минирования японцы применяли не только штатные мины, но и мощные фугасы из авиабомб или зарядных отделений торпед. Минные поля надёжно прикрывались пулемётами и противотанковыми пушками. А японская 47-мм пушка, хоть и выглядела для 1945 года изрядно устаревшей, уверенно пробивала борта американских танков в ближнем бою. За танками охотились и пехотинцы — как с шестовыми минами, так и увешанные взрывчаткой смертники.

Один из ротных командиров морпехов сказал: «Огнемётные танки сделали для этой победы больше, чем любая другая поддержка»

Американские танкисты всячески пытались улучшить защиту танков подручными материалами. В дело шли стальные листы, мешки с песком и даже доски. На боевых фото с Иводзимы некоторые танки больше напоминают сараи с пушкой, чем привычные боевые машины. В итоговом рапорте танкисты потребовали заменить их M4 на более тяжёлые M26 «Першинг», мотивируя это уязвимостью танков от 47-мм противотанковых орудий, шестовых мин и других средств, а также слабостью 75-мм пушки «Шермана» при разрушении железобетонных укреплений. Но это было позже.

Спустя пять дней после начала штурма солдаты 5-й дивизии морской пехоты подняли над вершиной потухшего вулкана Сурибати американский флаг. Через два часа знамя заменили более широким — именно этот момент запечатлён на знаменитой фотографии Джо Розенталя. Но флаг не означал завершение боёв за остров. Теперь предстояло метр за метром выбить оборонявшихся самураев в северной части, где находилась главная цель американцев — аэродром, способный принимать бомбардировщики В-29. Взять его удалось только 26 февраля. А уже 4 марта на спешно залатанную полосу села первая повреждённая «Сверхкрепость».

Бои за остров продолжались ещё почти месяц. Даже когда американцы полностью взяли под контроль его поверхность, японцы продолжали совершать вылазки из подземных тоннелей. Последняя организованная атака, которую возглавил лично генерал Курибаяси, состоялась в ночь с 25 на 26 марта. Отдельные японцы продолжали скрываться в многочисленных пещерах значительно дольше, даже после капитуляции Японии.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Также читайте:

Авторы текста — Андрей Уланов и Александр Томзов

Источники:

  • Jig Report 4th Marine Division IwoJima.
  • King Report 4th Marine Division IwoJima.
  • Operations Report 4th Marine Division IwoJima (предоставленА. Томзовым).
  • Harper, David E. Tank Warfare on Iwo Jima.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 49

Реклама | Adv
cron