Нужно сказать, что в Министерстве обороны всегда поддерживали киберспортивные мероприятия в Беларуси.
— Сергей Янушка, капитан команды «Авангард» Министерства обороны Республики Беларусь
Министерство обороны и киберспорт
Началось всё с того, что Мальцев Леонид Семёнович, занимавший в то время пост министра обороны, спросил у полковника Шубадёрова, есть ли какие-нибудь военно-исторические игры для детей. Тогда, собственно, мы и задумались о продвижении киберспорта в целях пропаганды военной службы и начали искать, во что же играют наши ребята. Критериев было два — связь игры с военной тематикой и правдивая интерпретация военных действий.
Игра «Ил-2 Штурмовик» идеально подходила под эти параметры и была очень популярна у виртуальных лётчиков. Был и есть целый виртуальный полк =BY=. Мы встретились с этими ребятами в стенах Министерства обороны, познакомились, поговорили. Было принято решение проводить турниры. Мы помогали организационно, а они разрабатывали регламент. На турниры приезжали команды из России, Украины, Литвы, но наши пилоты были лучшими.
А потом появилась World of Tanks. Уже не помню, на каком сайте увидел баннер бета-теста. Забавное дело: я попал на бета-тест на европейский сервер. Через пару дней зарегистрировался на русском кластере, но уже в официальном релизе. И с этого момента началась большая игра.
В конце 2011 года министерство предложило руководству Wargaming провести турнир по World of Tanks. Вместе мы решили, что в Минске и так проводятся TechLabs и WCG и нужно идти в область. Площадкой для первого турнира был выбран город Гродно. Мы определились со всеми форматами, таблицами и картами и точно решили играть 7/42, и первый белорусский турнир по дисциплине World of Tanks «Гродно-2012» прошёл в феврале 2012 года. На финал в Гродно отправились три команды, прошедшие отборочный тур, где к ним присоединилась наша команда «Авангард», представлявшая Министерство обороны Республики Беларусь. Начало проведению турниров в нашей стране было положено.
Но, надо признать, в отличие от успеха с «Ил-2», и тогда, и сейчас самыми сильными игроками были и остаются российские и украинские, а Беларусь и Казахстан отстают. Сегодня белорусские команды появляются в Golden Лиге, но они слишком молоды, а игроки той же pAnic (чемпион TechLabs 2013 и Белорусского национального финала WCG 2013) разбросаны по другим командам. Была идея централизовать игроков, создать активное сообщество, делались попытки организовать еженедельные турниры в клубе «Тарантул» один на один и три на три, с призовым фондом, — не прижилось. Где «ТилиМилиТрямдия», где «Зубр»? Команды появляются и пропадают, pAnic играют год, 7 Kings — молодцы, но тоже играют недавно, VIRUS пока считается командой-долгожителем, но состав на каждый турнир немного другой.
Набор в команду
Перед турниром «Гродно-2012» мы дали объявление о наборе в нашу военную команду. Объявление выложили на сайте и напечатали в газете, мол, набирается команда вооружённых сил, шлите свои координаты, кто вы, какова ваша статистика, и мы отберём лучших. Откликнулось около 30 человек, но потом, как всегда, кто-то не смог, кто-то передумал. Тогда статистика не стояла во главе угла, это сейчас появилась куча «статистов», которым не менее 60% подавай. Нам нужны были люди, которые играют, поэтому мы ориентировались на 54–55% побед и наличие основных танков 8-го уровня (на тот момент). Мы играем на своих аккаунтах, поэтому важно, чтобы были все турнирные танки. В итоге до сих пор активно участвуют в наших тренировках и играх около пяти человек.
Табель о рангах
По воинским званиям у нас в команде широкий спектр. Я — подполковник, недавно ещё один офицер получил подполковника. Словом, люди растут, всё-таки прошло уже два года, качаются: каждый турнир — одна звёздочка. Шучу, конечно. Гражданские в армии тоже есть, поэтому у нас не только офицеры играют, но и гражданские помогают вытягивать бои.
Организационный вопрос
Военная подготовка помогает только с точки зрения выдержки и дисциплины, но не более. Мы не играем в симулятор танка, мы играем в бодрое танковое рубилово. Есть определённые тактики игры на карте, определённые «фишечки» карт, которые нужно знать и использовать, — на этом стратегический элемент заканчивается, а дальше — шашку наголо.
Тренируемся только перед турниром, так как некий военный клан или чисто турнирную команду мы не создавали. Очень тяжело постоянно играть одним составом, военная служба накладывает свой отпечаток: кто-то ушёл в наряд, кто-то — на учения, у кого-то просто домашние дела. Перед турниром мы собираемся на тренировку, а в «мирное время» все играют в вольном режиме — навык не теряется.
Капитанская воля
Команда — это команда, это работа на результат. Если кто-то играет слабее, то нужно делать выводы и поднимать вопрос о том, что надо играть лучше, брать себя в руки. Если один человек тянет на дно всю команду — это беда. Поэтому капитану психологически тяжелее: нужно принимать решение за всю команду, говорить людям неприятные вещи и тянуть на победу. Львиная доля вины за проигрыш лежит на капитане. Хотя некоторые говорят, что виновато исполнение, а не командирское решение. Это особенно проявляется не в турнирных играх, конечно, а в ротных покатушках, когда собирается 15 человек, чемпионская рота или абсолютная.
Боевые дневники
Всякое бывает: и удачные игры, и не очень. Так, на шоу-матче в Бресте я лично «зафейлил». Интересный был бой: я остался один против арты (тогда она ещё была интересна в турнирах) и двух AMX 13 90. С AMX удалось разобраться без особых проблем, но уже не было времени искать арту. Я встал на захват базы, и тут она выглядывает из-за горочки. И вместо того, чтобы после первого её выстрела поехать к ней и убить, подумал, что дозахвачу базу, но второго шанса она мне не дала. Выстрел — и я в ангаре. Мы победили в конце концов со счётом 4:1, где единственное очко — это именно та их победа.
А самая напряжённая игра была на WCG 2012, когда мы, проигрывая 4:1, в одном шаге от вылета, дошли до 4:4. В таком волнении очень тяжело играть. Ты — на сцене, проигрываешь и должен не допускать ошибок. Это бешеный адреналин.
На картах не разложишь
Тяжёлых карт нет, есть нелюбимые. Так, мне не очень нравится «Pуинберг», хотя тут многое зависит от места респа. «Монастырь» — ещё куда ни шло. Самые результативные по победам карты — «Химмельсдорф» и «Энск», но их все знают, каждый кустик, каждую ямочку, так что эти карты играются на скилле. «Степи» — неплохая карта, но сейчас без арты там можно долго друг за другом по кругу ездить и так никто никого и не возьмёт.
Никогда нельзя предугадать, чем закончится бой. На любом турнире, в Silver и Bronze Лиге выходишь на бой, берёшь свой сетап, а у противника — куча «железа» (ИС-3, АМХ 50 100, Т-32). Сразу понятно, что они будут дефиться, надо разведку проводить и искать слабое место в их защите. Если играет команда более опытная, то они смотрят обзоры, стримы, YouTube-каналы, они знают тактики, стратегии, и предсказать их игру очень тяжело. Нет однозначных стратегий для карты, и только грамотной игрой можно победить в бою.
Справка о турнирных боях команды «Авангард»
Февраль 2012 года
Открытый кубок Республики Беларусь по киберспорту «Гродно-2012»
«Авангард» занял 3-е место.
Октябрь 2012 года
WCG 2012: Беларусь
«Авангард» провёл шоу-матч с командой «К69» и победил со счётом 5:3, а вдобавок несколько человек из «Авангарда» сыграли в команде GLW, занявшей 2-е место в финале.
Апрель 2013 года
Кубок World of Tanks «Брестская крепость — 2013», посвящённый 95-летию Вооружённых Сил Республики Беларусь
«Авангард» сыграл шоу-матч с командой Брестской области и победил со счётом 4:1.
Сентябрь 2013 года
TECHLABS CUP BY 2013
Сборная команда «Цмокi», в которую вошли и игроки «Авангарда», заняла 4-е место.
Октябрь 2013 года
WCG 2013: Беларусь
«Авангард» провёл шоу-матч с командой «Коммунистические», состоящей из представителей прессы, и победил со счётом 2:0.
Команда регулярно принимает участие в еженедельных турнирах ESL и WePlay.