Обсуждение истории танков и такостроения
#4724 Edrard 17 июн 2012, 08:59
Опытные и экспериментальные тяжелые танки СССР.

В то время, когда тяжелый танк ИС-2 еще не пришел к своему окончательному виду, и шла отладка его в серии, на чертежных досках появлялись силуэты новых тяжелых танков, однако не всем из них выпадет шанс воплотиться в металле.

Изображение

В июне 1944 года, коллективом КБ завода №100 был представлен в ГБТУ эскизный проект тяжелого танка ИС-6, особенностью которого было применение электрической трансмиссии. Рассмотрение проекта не выявило каких либо преимущество перед танками «Объект 701» и «Объект 703», но превосходство его перед ИС-122 было очевидно. Уточнение основных тактико-технических характеристик предусматривало в первую очередь ограничение по массе танка до 50 тонн и неуязвимость от фронтального огня 88мм подкалиберными снарядами с дистанции 500 метров и более. Так же было решено построить два опытных образца – «Объект 252» с механической трансмиссией и «Объект 253» с электромеханической, как и было задумано изначально. Вооружить танки предусматривалось проектируемой 122мм пушкой Д-30 с высокой начальной скоростью снаряда. Броня корпуса в лобовых деталях имела толщину 100мм (верхний лист) и 120мм (нижний лист), башня литая с толщиной стенок до 150мм. Обстрел 88мм и 105мм немецкими орудиями подтвердил стойкость даже выше требуемой, и не пробивался с дистанции в 50 метров в верхний броневой лист, нижний 120мм лист брони поражался только с малой дистанции.

Изображение

На заводские испытания первым пошел «Объект 252», и в период с 8 по 27 ноября 1944 года прошли ходовые испытания на маршруте Свердловск-Челябинск. Трансмиссия работала в целом удовлетворительно (отмечался перегрев КПП при движении на высшей передаче и чрезмерные усилия для выключения главного фрикциона, доходящие до 60-65 кгс.), танк легко управлялся и показал хорошие значения средней скорости движения. Однако ходовая часть с катками большого диаметра и без поддерживающих роликов имела недопустимо малый ресурс – катки деформировались уже через 200-250 километров пробега. Доводка ходовой части и орудия проходила на переоборудованном танке ИС-122 , догруженного до 50 тонн. Результатом испытаний стала доработка опорных катков, спроектированных КБ завода №100 заново, но с орудием вышло сложнее – 17 ноября оно после многочисленных отказов и переделок окончательно вышло из строя и требовало заводского ремонта.

Изображение

Тем временем, на испытания вышел второй образец танка ИС-6 – «Объект 253»с электромеханической трансмиссией, но ходовой частью от серийного ИС-2, с опорными катками и поддерживающими роликами. Теоритически такой тип трансмиссии сулил большие выгоды - улучшение тяговых характеристик на малых оборотах, лучшая управляемость танком. Но ввиду большой массы агрегатов чуда не произошло. К сожалению, в первом же выезде, при преодолении заснеженного поля произошло возгорание в моторно-трансмиссионном отделении, а аппаратура тушения штатно не сработала (хотя и обнаружила пламя). Танк выгорел и восстановлению не подлежал.
Вскоре после аварии все работы над проектом ИС-6 свернули.

Изображение

Используя весь накопленный опыт проектирования, серийного производства и боевого применения тяжелых танков, а так же результаты работ по опытным машинам, завод №100 уже в конце 1944 года приступил к эскизному проектированию следующего тяжелого танка. После выделения средств (не без личного вмешательства Л.Берии, к которому обратился Ж.Котин – так как наркомат танковой промышленности уже исчерпал все запланированные финансовые средства на другие проекты) проектные работы по темам «Объект 257», «Объект 258» и «Объект 259» и их итоговый анализ привели к выработке тактико-технических требований, легших в основу совершенно нового проекта – «Объект 260».

Изображение

Рабочие чертежи этой машины, получившей индекс ИС-7, были готовы уже к началу сентября 1945 года. Форма корпуса повторяла ИС-3, с характерным трёхгранным носом, но танк был больше – порядка 65 тонн снаряженной массы. Силовая установка в виде двух дизелей В-11 или В-16, работавших на генераторы электромеханической трансмиссии. Предполагаемое вооружение из 122мм орудия большой мощности не было изготовлено, и как альтернативный вариант было спроектировано 130мм орудие С-26, с баллистикой от морской пушки Б-13.

Изображение

После постройки макета в натуральную величину и работы макетной комиссии, было решено внести изменения в проект и построить два опытных образца. Первый из них закончили в сентябре 1946 года и до конца года прошел до 1000 километров ходовых испытаний. Основной головной болью являлась силовая установка – из-за отсутствия двигателя требуемой мощности, предполагалось применить спарку дизелей В-16 либо разрабатываемый заводом №800 двигатель большой мощности. Однако последний так и не был создан, а спаренный агрегат после долгой и безрезультатной доводки был признан полностью непригодным. Тогда совместно с заводом №500 Минавиапрома был создан дизель ТД-30, на базе авиационного АЧ-300. Не смотря на сырость конструкции и необходимость доводки, именно он и был установлен на первых двух образцах танка. Простая механическая КПП с синхронизаторами передавала крутящий момент на планетарный двухступенчатый механизм поворота. Ходовая часть с задним расположением ведущей звездочки состояла из СМИ катков большого диаметра на борт, без поддерживающих роликов. Независимая торсионная подвеска с применением пучковых торсионов и гидравлическими амортизаторами двойного действия была тщательно опробирована на серийных танках. Стоит отметить применение впервые в отечественном танкостроении гусеницы с резино-металлическим шарниром, гидравлических амортизаторов двойного действия и ряда других инноваций.

Изображение

В 1947 году проект «Объекта 260» претерпел ряд существенных изменений, в частности уширили корпус, и изменился профиль башни. На базе орудия С-26 было создано новое, С-70 с длиной ствола 54 калибра (что придавало 33,4 килограммовому бронебойному снаряду начальную скорость 900 м/с). Значительно расширился состав вспомогательного вооружения – теперь он состоял из одного 14,5мм КПВТ и двух 7,62мм РП-26 спаренных с орудием, одного зенитного КПВТ на дистанционно управляемой турели, вынесенной на длинной штанге, пары РП-46 в задней части надгусеничных ниш (жестко установлены в бронированных коробах снаружи танка для огня вперёд) и пары РП-46 по бортам кормовой ниши башни, для стрельба назад.

Изображение

Экипаж насчитывал 5 человек, размещенный кроме механика-водителя в башне. Командир сидел справа от орудия, наводчик слева, и сзади справа и слева находились два заряжающих. Их работу облегчал электрический заряжающий механизм, созданный по типу морских установок. Наводчик получил стабилизированный прицел, позволявший произвести выстрел из орудия только при совпадении оси канала ствола с линией визирования. В качестве силовой установки решено было использовать морской дизель М-50Т, мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Трансмиссия заменена на механизм переключения скоростей и поворотов типа «3К». Это позволило танку массой в 68 тонн развивать скорость в 60 км/ч! При этом благодаря применению гидравлических севроусилителей управление отличалось лёгкостью и послушностью.

Изображение

Четыре опытных танка были построены к лету 1948 года и после прохождения заводских испытаний переданы на государственные. Один из корпусов испытали обстрелом немецкого 128мм орудия и собственным 130мм – оба не смогли пробить лобовую броню. В ходе испытаний один из танков сгорел, после воспламенения выработавшего ресурс двигателя. Заказ на опытную партию в 50 танков так и остался не выполненным, и после принятия решения об ограничении массы тяжелых танков лимитом в 50 тонн судьба проекта окончательно была решена.

Изображение
Изображение

В 1956 году ГБТУ Красной Армии были выработаны тактико-технические требования к тяжелому танку, который должен был заменить собой Т-10. КБ Кировского завода в Ленинграде приступило к созданию танка, с широким использованием идей и отдельных узлов от танков ИС-7 и Т-10. Получивший индекс "Объект 277", новый танк создавался по классической компоновке, его ходовая часть состояла из восьми опорных и четырёх поддерживающих катков на борт, подвеска на пучковых торсионах, с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и восьмых катках. Корпус собирался как из катаных, так и из литых деталей - борта выполнялись из гнутых плит катаной брони, в то время как носовая часть представляла собой единую отливку. Башня так же выполнялась литой, полусферической формы. Развитая ниша вмещала механизированную боеукладку для облегчения действий заряжающего.

Изображение

Вооружение состояло из 130мм орудия М-65, стабилизированного в двух плоскостях при помощи стабилизатора "Гроза", и спаренного 14,5мм пулемёта КПВТ. Боекомплект 26 выстрелов раздельного заряжания и 250 патронов к пулемёту. Наводчик располагал стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, танк оборудовался полным комплектом приборов ночного видения. Силовая установка представляла собой 12-цилиндровый V-образный дизель М-850, мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Трансмиссиия планетарная, типа "3К", выполненная в виде единого блока механизма перемены передачь и поворотов. В отличии от трансмиссии танка Т-10, ленточные тормоза планетарного механизма поворотов были заменены на дисковые. Экипаж состоял из 4 человек, трое из которых (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. При массе в 55 тонн танк показал максимальную скорость 55 км/ч.

Изображение

Было выпущено два экземпляра "Объекта 277", и вскоре после начала испытаний работы по нему были свёрнуты. Танк выгодно отличался от Т-10 более мощным вооружением и более совершенной СУО, включающей дальномер, но боекомплект был мал. В целом, "Объект 277" создавался на базе хорошо отработанных в серии агрегатов и не требовал длительной доводки.

Изображение

Вторым конкурсантом стал танк Челябинского тракторного завода - "Объект 770". В отличии от "Объекта 277", танк было решено проектировать "с нуля", опираясь только на передовые решения и с использованием новых агрегатов. Характерной особенностью танка стал полностью литой корпус, борта которого отличались как дифференцированной толщиной, так и переменным углом наклона. Подобный подход прослеживается и в бронировании лба корпуса. Башня так же полностью литая, с переменной толщиной брони, доходящей до 290мм в лобовых частях. Вооружение и СУО танка полностью аналогичны "Объекту 277" - 130мм орудие М-65 и спаренный 14,5мм пулемёт КПВТ, боекомплект 26 снарядов и 250 патронов. Интерес представляет силовой агрегат танка, выполненный на основе 10-цилиндровоно дизеля ДТН-10, с вертикальным расположением блоков цилиндров, который был установлен перпендикулярно продольной оси танка. Мощность двигателя составляла 1000 л.с. при 2500 об/мин. Трансмиссия танка включала в себя гидротрансворматор и планетарную коробку передач, параллельное включение которых позволяло иметь одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода, и одну механическую передачу заднего хода. Ходовая часть включала по шесть опорных катков большого диаметра на борт, без поддерживающих роликов. Подвеска катков гидропневматическая. Танк отличался лёгкостью в управлении и хорошими динамическими характеристиками.

Изображение
Изображение

Наиболее интересным из представленных на конкурс проектов без сомнения можно считать тяжелый танк «Объект 279». Этот уникальный по своей конструкции танк был спроектирован в КБ Ленинградского Кировского завода, но возглавил разработку Л.С.Троянов. В пику консервативному «Объекту 277», машина создавалась полностью заново, и не только по используемым агрегатам, но и по концепции. Литые корпуса с дифференцированным бронированием, эллиптической формы встречались и ранее, но в данной машине идея была доведена до абсолюта. Собранный из четырёх литых деталей, корпус был по всему периметру прикрыт противокумулятивным экраном, который дополнял его обводы до эллиптической формы (не только в плане, но и в вертикальном сечении). Благодаря уменьшенному до предела заброневому объёму, составившему всего 11,47 м3, удалось добиться беспрецедентных значений толщины брони как по нормали, так и приведённых – лобовая броня корпуса достигала 192мм при больших углах наклона и подворота, бортовая броня до 182мм, при меньших углах. Литая башня приплюснутой полусферической формы имела круговое бронирование 305мм, за исключением кормы.

Изображение

Вооружение составляло всё то же 130мм орудие М-65 и 14,5мм пулемёт КПВТ, при боезапасе 24 выстрела в механизированной боеукладке с полуавтоматическим заряжанием и 300 патронов к пулемёту. Совместные усилия заряжающего и кассетного полуавтомата заряжания обеспечивали боевую скорострельность в 5-7 выстрелов в минуту. СУО включала в себя стереоскопический прицел-дальномер с независимой стабилизацией поля зрения ТПД-2С, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор "Гроза" и полный комплект приборов ночного видения. Силовая установка танка разрабатывалась в двух вариантах – дизель ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Оба двигателя 4-х тактные, 16-цилиндровые, Н-образные с горизонтальным расположением цилиндров (для уменьшения высоты корпуса). Трансмиссия танка так же отличалась необычностью и новаторским подходом – гидромеханическая и планетарной 3-х ступенчатой коробкой передач, причём переключения между двумя высшими передачами было автоматизировано.

Изображение

Но наиболее бросающейся в глаза деталью танка безусловно является его ходовая часть, чьей особенностью было применение четырёх гусеничных движетелей! Корпус танка опирался на две коробчатые конструкции, являвшиеся так же топливными баками, каждая из которых в свою очередь несла пару гусениц. Применительно к одному движетелю ходовая часть состояла из шести опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ленивца и ведущей звёздочки. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, регулируемая. Таким образом, понятие клиренса становилось только формальностью, и танк мог преодолевать вертикальные препятствия без угрозы сесть днищем на них. Удельное давление так же было очень мало – всего 0,6 кг/м2, что позволяло преодолевать глубокий снег и топкие участки. Недостатками выбранной ходовой части была плохая маневренность и повышенное сопротивление движению, особенно по тяжелым грунтам. Ремонтопригодность оставляла желать лучшего, ввиду высокой сложности конструкции и труднодоступности внутренней пары гусениц.
Опытный образец танка был построен в 1959 году и начал проходить испытания, однако сразу же стало ясно, что столько дорогая машина не имеет шансов на серийное производство. Преемником Т-10 должен был стать один из двух танков «семьсот семидесятый» либо «двести семьдесят седьмой», но ни один из конкурсантов так и не был принят на вооружение.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Фотографии танка "Объект 279" из экспозиции Военно-исторического музея БТВТ, Кубинка.


Таблица тактико-технических характеристик танков:
Изображение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Реклама | Adv