Обсуждение истории танков и такостроения
#2428 Edrard 08 апр 2012, 17:42
Тяжелый танк ИС-4 - последний из рода "сталинов".

Изображение

Задолго до окончания Великой Отечественной войны, коллективы нескольких КБ вели разработку перспективного тяжелого танка "для завершающего этапа войны и на последующее время". Среди них было и КБ Кировского завода, который приступил к проектированию с декабря 1943 года. Основной задачей виделось резкое повышение защищенности танка, в частности стойкость против новых 88мм длинноствольных противотанковых орудий (с самоходным вариантом которого, «Фердинантом», Красная Армия уже успела ознакомиться во время Курской Битвы). Помимо утолщения лобовых броневых плит, была серьёзно переработана вся конструкция носовой части, по сравнению с предыдущими танками «ИС», возросшая масса танка потребовала более мощного двигателя, что вело к удлинению корпуса и добавлению в ходовую часть седьмого опорного катка на борт. Корпус собирался сваркой катаных броневых плит, в то время как башня была полностью литой, за исключением части крыши – удерживаемая болтами большая плита являлась люком для демонтажа пушки. В апреле 1944 года постановлением ГКО был дан заказ ЧКЗ на производство двух опытных образцов "объекта 701" (так именовался новый танк в заводской документации, что интересно - заказ на него поступил раньше, чем на ИС-3, который имел индекс "703"). Первый прототип, обозначенный "701 №0" уже в мае того же года поступил на заводские испытания, которые продлились полтора месяца.
Изображение
Результатом работы по устранению выявленных недостатков стал выпуск двух следующих прототипов - "Объект 701" №1 и №3, различавшихся вооружением (предполагалось использовать орудия 100мм С-34 или 122мм Д-25Т). Последовали испытания доработанных образцов, длившихся более месяца, и вывод комиссии – танк безусловно хорош, но требует доводки. Заводу надлежало произвести следующие два прототипа и повторно подать их на испытания. В августе 1944 года поступили первые детальные сведения о новом немецком танке «Тигр-Б» с орудием, аналогичным «Фердинанту», и работы по новым танкам были ускорены. В том числе провели и опытные стрельбы по корпусу «Объекта 701» как отечественными, так и трофейными орудиями. Результат был ожидаем, и приятно порадовал "Объект 701" №1
Изображение
испытателей – корпус надёжно защищал танк при обстреле 88мм длинноствольными орудиями с курсовых углов +/-30° на всех дистанциях. Башня показала чуть худшую стойкость – безопасные ракурсы составляли для неё +/-15°, но это допустимо, так как башня чаще развёрнута к противнику и получает в лоб попадания под малыми курсовыми углами. Прототип №4 выходит на испытания в сентябре, но вновь работа узлов, и в первую очередь трансмиссии не удовлетворяет комиссию, и двумя месяцами позже «Объект 701» №5 поступает на государственные испытания, проводившиеся на полигоне НИИ БТ в декабре-январе. Танк рекомендован к принятию на вооружение, и проходит два дополнительных испытания с января 1945 года по март, и с марта по апрель. Комиссия считает танк выдержавшим испытания и подтверждает первоначальное решение о принятии на"Объект 701" №3 вооружение. Тем более что в апреле проходил испытания «Объект 701» №6 в Челябинске, и в своих выводах комиссией было отмечено, что надежность агрегатов удовлетворительна, а их отработка в серийном производстве достаточна для рекомендации к принятию на вооружение. В письме наркому танковой промышленности В.Малышеву руководство ЧКЗ просит утвердить программу серийного выпуска танка с лета 1945 года, доведя темп производства до 100 машин в месяц к августу! Но … В это время уже был принят на вооружение и запущен в серию «Объект 703» под названием ИС-3, и средств на два тяжелых танка попросту не осталось.
Изображение
На этом история «семьсот первого» и закончилась бы, тем более что война выиграна, и центр тяжести интересов сместился в сторону восстановления народного хозяйства, однако произошло непредвиденное – в начале 1946 года танк ИС-3, произведший фурор на параде Победы снимается с производства. Выявленные в ходе эксплуатации недостатки и неудачная форма носовой части подорвали доверие военных к машине, программа УКН (устранение конструктивных недостатков) стоила едва ли не столько же, сколько и сам танк, причём на ремонтные базы ИС-3 уходили прямо из заводских цехов. Финальную точку в судьбе ИС-3 поставило испытание обстрелом корпуса танка, когда 100мм снаряд попал в сварной шов проходящий посередине и скреплявший две верхние лобовое детали. Итог оказался катастрофическим – танк буквально развалился, лопнув по всем швам. Ослабленная зона была известна и ранее, но никто и предположить не мог, что попадание в тяжелый танк ИС-3. неё вызовет такие тяжелые последствия. И вот, страна неожиданно оказывается без производства тяжелых танков! В сложившейся ситуации, рассмотрев все варианты, Советом Министров СССР в апреле того же года принимается решение о принятии на вооружение «Объекта 701» с присвоением ему индекса ИС-4. Выпуск должен был начаться уже к концу года, но требуемая для этого документация не была готова. В конструкцию вносится дополнительно свыше 80 изменений, и первые два серийных танка ИС-4 поступают на министерские испытания только в апреле 1947г. Вывод комиссии оказывается категоричным – танки испытаний не выдержали! Надежность не удовлетворяла требованиям мирного времени (уже нельзя было закрыть глаза на ресурс основных узлов силового агрегата и трансмиссии в десятки часов, как это было скажем, в 1942 году, ведь всё равно танк погибнет раньше, чем исчерпает ресурс), сложность управления и обслуживания требовала специальной подготовки водителей, не говоря уже о таких «мелочах», как невозможность использования радиостанции на ходу и высокая шумность (в безветренную погоду вой вентиляторов был слышен … за 7-8 километров !). Доработанные танки летом проходят испытания повторно, но получают очередной список из 121 пункта недостатков. Танк серьёзно перерабатывают, новые решения отрабатываются на 25 машинах установочной партии, и 8 октября 1947. утверждаются окончательные чертежи для серийного производства танка ИС-4.
Изображение
Выпуск шел вяло, и не смотря на доработки, танк требованиям армии до конце не соответствовал. Дошло до запрета на приёмку танков с завода 10 января 1948 года – последовало разбирательство «на повышенных тонах» между военными и министерством Транспортного машиностроения, с привлечением Совета Министров СССР (не последнее в судьбе танка, как оказалось), результатом которого были два распоряжения: тяжелый танк ИС-4 ("Объект 701-6). продолжить приёмку и разработать программу устранения выявленных дефектов, с модернизацией всех ранее сданных танков. Но уже в августе возникает второй конфликт, в точности повторивший предыдущий, с аналогичными выводами. Приёмка возобновляется, только происходит придирчиво и методично. Итогом всех препирательств и взаимных упрёков стало решение от первого января 1949 года о снятии танка с производства. Всего было выпущено 219 серийных танков ИС-4 и шесть прототипов. Служба танка была до боли похожа на рассмотренные ранее М103 и FV214 Conqueror – большинство машин было «сослано» на Дальний Восток, где они были быстро выведены из эксплуатации на долговременное хранение, и позже сняты с вооружения. Единственными комплектными экземплярами, сохранившимися до наших дней являются ИС-4 из экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники (подмосковная Кубинка) и памятник в п.Забайкалье, Читинской области.

Изображение
тяжелый танк ИС-4 ("Объект 701-6).

Танк ИС-4 был спроектирован по классической компоновке с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В отделении управления располагался механик-водитель, чьё рабочее место находилось по оси танка. Доступ осуществлялся через круглый сдвижной люк, в котором монтировались смотровые приборы (два перископических МК-4, для открытия люка их необходимо было снимать). Двигатель танка – 12-цилиндровый, V-образный дизель В-12, являющийся дальнейшим развитием В-2. Форсирование до 750 л.с. произведено путём внедрения приводного центробежного нагнетателя, помимо этого внесены и многие другие изменения в конструкцию. Интерес вызывает трансмиссия танка, состоявшая из единого механизма передач и поворотов планетарного типа. Роль КПП выполнял двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами и реверсом, это обеспечивало танку шесть скоростей вперед и три назад. Механизм поворота типа 3К с мультипликаторами был разработан в 1935-36 годах, но из-за сложности не был освоен промышленностью в то время. С одной стороны он обеспечивал устойчивое прямолинейное движение в любых условиях, но при поворотах значительно снижалась скорость центра тяжести танка и происходила перегрузка двигателя. Ходовая часть включала в себя по 7 опорных и 3 поддерживающих катка, подвеска торсионная. Корпус танка сваривался из катаной брони, башня литая. Вооружение танка включает 122мм нарезную пушку Д-25Т, с боекомплектом 30 выстрелов раздельного заряжания, и два крупнокалиберных пулемёта ДШКМ – спаренного и зенитного. Стоит отметить способ хранения снарядов в танке – все 30 снарядов расположены в кормовой части башни в индивидуальных кассетах, которые были рассчитаны на конкретный тип снаряда. Имело 12 кассет для бронебойных снарядов и 18 для осколочно-фугасных, для удобства ручки-фиксаторы их окрашивались в красный и желтый цвета соответственно. Гильзы с зарядами хранились преимущественно в корпусе. Боекомплект пулемётов состоял из 500 патронов – 250 в пяти коробках (две уже установлены на пулемёты) и 250 в заводских пачках. Наводчик, как и в остальных советских танках, располагался слева от орудия, перед командиром. В его распоряжении был телескопический «ломающийся» прицел ТШ-45 и перископический прибор наблюдения. За бронеплитой для демонтажа орудия находились люки командира танка и заряжающего, они снабжались перископическими приборами наблюдения (у командира – ТПК-1, у заряжающего МК-4), командирская башенка отсутствовала, как и призматические приборы наблюдения кругового обзора.
Достоинством танка являлась мощная броня, защищающая от основных противотанковых орудий того времени, но по вооружению он не имел преимуществ перед ИС-2 и ИС-3. Низкая надёжность, сложность в управлении и эксплуатации, недостаточная подвижность и проходимость не позволили этому самому тяжелому из всех серийных советских танков занять достойное положение в войсках.

Краткие тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-4:

Экипаж – 4 человека.
Масса в боевом положении – 60 тонн.
Длина полная – 9,79 метров.
Ширина – 3,26 метра.
Высота – 2,48 метра.
Максимальная скорость – 43 км/ч.
Запас хода – 170км.
Удельное давление на грунт – 0,92 км/см2.

Вооружение:

122мм нарезная пушка Д-25Т (30 выстрелов раздельного заряжания).
Спаренный и зенитный 12,7мм пулемёты ДШКМ (общий боекомплект 500 патронов).

Бронирование:

Лоб корпуса – 160мм верх, 140мм низ.
Борт корпуса – 160мм.
Лоб башни – 250мм.
Борт башни – 170мм.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Реклама | Adv