Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv
image

Последние мирные годы перед Великой Отечественной войной для советской молодёжи проходили под знаком неба. «Комсомол, на самолёт!» — призывали лозунги. Среди множества юношей и девушек, откликнувшихся на этот призыв, была жительница алтайского города Бийска Нина Ильинична Бондарь. В конце 30-х годов, ещё школьницей, она пошла в аэроклуб, где научилась летать на лёгком самолёте-биплане У-2.

Через месяц после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Нина пришла в Бийский военкомат, чтобы вступить добровольцем в Красную армию. Дочери офицера, да ещё умеющей управлять самолётом, отказать не смогли. Девушку распределили в московскую противовоздушную оборону, где уже знакомый У-2 стал её первым боевым инструментом. А потом война в буквальном смысле сбросила Нину Бондарь с небес на землю.

Как лётчица стала танкисткой

Во время одного из разведывательных вылетов самолёт Нины попал под немецкий обстрел, и девушку тяжело ранило в обе ноги. После госпиталя вердикт врачей был однозначен: «К полётам не пригодна». Девушку не собирались увольнять из армии, ей предложили стать военным медиком или, например, регулировщицей, но ни один из этих вариантов не пришёлся ей по душе. Нина решила бороться за своё право быть на передовой линии. Тогда это делали многие люди, которых по той или иной причине не брали на фронт и которые не считали себя вправе отсиживаться за спинами других.

Никогда за войну я не была уверена, что останусь жива. У меня даже мысли такой не было! Все равно же убьют... Другого не может быть. Но думала о себе одно, получилось другое...

Есть версия, что просьбу девушки удовлетворили, потому что сначала решили, что она — мужчина: письмо было подписано «Рядовой Н. И. Бондарь». Так или иначе, Нину отправили учиться в Саратовское бронетанковое училище. Окончив его, Нина Ильинична стала командиром Т-34 в 237-й танковой бригаде. Многие годы спустя она вспоминала, что любила занимать место за рычагами машины. Для командира в то время это было не совсем типично.

Бригада, в которой служила Нина Бондарь, сражалась в районе Обояни во время битвы на Курской дуге летом 1943 года. Здесь, на южном фланге сражения, бои отличались особенной напряжённостью, некоторое время ситуация буквально висела на волоске. Главные удары немцы наносили на Прохоровку и Обоянь. Нина была в числе тех советских солдат, которые выстояли в том числе против «Пантер» и «Тигров». Затем, в наступательной фазе, 31-й танковый корпус, в состав которого входила бригада Нины Бондарь, наступал на Харьков. Когда немцы нанесли контрудар от Ахтырки на Богодухов, корпус отбивал этот, весьма мощный, выпад противника.

В сентябре 1943 года 237-ю танковую бригаду вывели в резерв на доукомплектование. Нине Бондарь и её части предстояли бои за освобождение от немцев Украины.

От Украины до Праги

В правобережной Украине Красная армия провела целую серию наступательных операций. Первой из них для Нины Ильиничны стала Корсунь-Шевченковская. Этот удар Красной армии был направлен на ликвидацию мощной немецкой группировки на Корсунь-Шевченковском выступе, угрожавшей ударить во фланг и тыл войскам 1-го Украинского фронта. Через много лет после войны, вспоминая об этих боях, Нина Ильинична коротко сказала: «Было тяжело». Советские войска вступили здесь в бой с такими именитыми противниками, как танковая дивизия СС «Викинг», танко-гренадёрская бригада «Валлония», а также опытными армейскими соединениями немцев. После нескольких дней трудных боёв Красная армия окружила противника. Образовался корсунь-шевченковский котёл, прозванный немцами «маленьким Сталинградом». Шесть дней противник пытался прорвать его изнутри и снаружи, но тщетно.

image

Свою первую награду Нина Ильинична Бондарь завоевала во время Карпатско-Дуклинской наступательной операции. Это было уже осенью 1944 года. Шли бои за прорыв немецкой обороны на Дуклинском перевале. Четыре «тридцатьчетвёрки», среди которых была и машина Нины Ильиничны, первыми ворвались на перевал и вступили с немцами в бой. Огнём орудия и пулемётов советские танки разгоняли немцев по перевалам, благодаря чему наступавшая пехота смогла занять пять населённых пунктов. Нина Бондарь в этом бою была ранена в руку, но бой не оставила. Более того, когда немцы вывели из строя командира роты, Нина Ильинична заменила его и четыре часа вела бой в тяжелейшей обстановке. Её танк уничтожил четыре немецких орудия, три пулемётные точки и до 80 солдат и офицеров. За отвагу и умелые действия лейтенанта Нину Бондарь наградили орденом Отечественной войны I степени. После войны в Словакии о ней написали книгу, а на Дуклинском перевале установили памятник — Т-34 с таким же номером, какой был у машины лейтенанта Бондарь.

Интересно, что сама Нина Ильинична к цифрам в военной отчётности относилась довольно скептически. В одном из своих интервью она говорила: «В истории нашей бригады пишется: в боях за Винницу экипаж Бондарь подбил один танк Т-3, шестиствольный миномет, уничтожил 50 гитлеровцев. На последнее я скажу: кто их считал? Ну, уничтожил пушку — это видно. А живая сила? Мы ударили и пошли дальше. Эти цифры мне и раньше страшно не нравились. И сколько мой экипаж подбил танков — честно скажу, я не знаю, даже примерно. Другой раз приедешь, говорят: Нинка, ты там подожгла. Когда, не знаю. Мало ли я там лупила. Он сразу может не загореться, а немного погодя».

За время, пока Нина Ильинична служила в танковых войсках, она была ранена четыре раза. Дважды ей довелось гореть в танке. И хотя она рассказывала, что опытные танкисты хорошо умели быстро покидать горящую машину, после одной из этих жутких ситуаций Нина Бондарь целый год носила танковый шлем, не снимая: у неё выгорели волосы.

Войну Нина Ильинична закончила в Праге. Её бригаду направили туда после участия в Берлинской наступательной операции 1945 года. В июне 1945-го она участвовала в Параде Победы на Красной площади. А через год — демобилизовалась из армии и уехала в родной Бийск в Алтайском крае. Пройдя через многие крупнейшие битвы, о войне она говорила так: «Жалею ли о том, что воевала там, где было особенно тяжко? Нет. Еще раз повторю — мы знали, за что мы погибали...» 

Автор текста — Владимир Пинаев

Источники:

  1. Документы сайта «Подвиг народа».
  2. http://tankfront.ru/ussr/persons/women/BondarNI.html.
  3. http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/v_tankistskoj_forme_pri_pogonah__2010-03-05.htm.
  4. http://biwork.ru/c231-vse-novosti/69072-skonchalas-legendarnaya-bijskaya-tankistka-nina-shiryaeva.html.
Реклама | Adv