Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv

Танкостроение неразрывно связано с тактикой и стратегией использования бронетанковых войск. В архивах сохранилось не так много документов на эту тему, и тем ценнее каждый из них. Вот несколько подобных находок периода Первой мировой и Великой Отечественной войн. Они наивны, местами даже абсурдны. Но их авторам не отказать в одном: неравнодушии к происходящему в тяжёлую для отечества пору.

image

Сухопутная эскадра Кангро

В июле 1917 года петроградский обыватель Е. В. Кангро составил и передал в Инженерный комитет проект самоходной артиллерийской батареи. Чертежей или эскизов батареи Кангро к письму не приложил, о её конструкции теперь можно только догадываться. Но гораздо любопытнее самого проекта был изложенный автором развёрнутый план боевого применения таких машин.

Изобретатель утверждал, что его будущие САУ смогут «…передвигаться по какой угодно почве при полном отсутствии дорог, взбиратся и спускатся по не слишком крутым берегам рек и озер (до 35°), переплывать самостоятельно водные пространства, переправлятся через балота, свободно брать препятствия…» (здесь и далее орфография и стилистика первоисточника сохранены. — Прим. ред.). В своих честолюбивых замыслах Кангро грезил, как масса его самоходок штурмует Северный фронт по всей его длине, «которая тянется широкою полосою в несколько сот верст от России по берегам Балтийского и Северного морей вплоть до Франции».

Приграничные укрепления Кангро не заботили, куда большее значение он придавал инфраструктуре и промышленному потенциалу неприятеля в районе наступления. Наступающая армада самоходных батарей должна была громить не войска противника, а его транспортные магистрали, не давая быстро перебросить к передовой войска, подвезти для них продовольствие и боеприпасы. В чём Кангро был прав, так это в том, что срыв боевого снабжения — верный путь к поражению в войне. Помимо этого, идущая через север Германии артиллерийская армада сносила бы на своём пути оружейные и судостроительные предприятия врага, доки и верфи, авиабазы. Кангро предлагал пройтись огнём и сталью вдоль всего немецкого побережья. Он учёл и поддержку с воздуха — сухопутную эскадру должен был сопровождать авиаотряд с мобильной ремонтной базой. И даже страшный символ Первой мировой войны, химическое оружие, не беспокоил стратега: «Самоходам газы не так уж опасны, так как самоходы снизу и со всех сторон совершенно закрыты и не проницаемы (искуственная вентиляция)».

Конечно, проект Кангро был утопичным. Но с учётом отсутствия у него военного образования в деталях изобретатель превзошёл и Жана-Батиста Этьена, одного из отцов-основателей бронетанковых войск, бригадного генерала, и немецкого мастера саморекламы Хайнца Гудериана. Другое дело, что летом 1917 года командованию было не до глобальных замыслов Кангро. Армия, охваченная революционным хаосом, предприняла крупное наступление имевшимися силами, и оно провалилось. А успех массированных танковых атак годом позднее, в ходе «Стодневного наступления» на Западном фронте, вряд ли впечатлил Кангро: его проект был куда масштабнее британского.

image

Геометрия победы

Военные архивы периода Великой Отечественной войны тоже не лишены стратегических планов. Один из подобных проектов поступил в Народный комиссариат обороны (НКО) СССР в сложнейшее время августа 1942 года. Авторы, политрук Е. В. Коробка и младший лейтенант С. Т. Бурдюгов, видели целью своих разработок ни больше ни меньше как безостановочное наступление войск Красной армии и разгром врага. Но как достичь этого? Ответ был прост: «Самым эфективным образом использовать боевую технику на уском участке; этого достигаем системой звездообразного наступления».

Ещё древние римляне говорили, что хорошее начало — половина дела. В плане Коробки и Бурдюгова успех зависел от прорыва группировок советских войск на ряде участков фронта. После прорыва красноармейские танковые соединения продолжали преследовать врага, а вторым эшелоном к фронту подтягивались резервы. И далее наступал ключевой момент всей операции: «Фланговые по три группировки каждая разворачиваются на лево и на право и наносят противнику фланговый удар». По замыслу, противник оказывался между двух огней — наступающими войсками и частями второго эшелона. Гитлеровцев ждало бегство не от фронта, а вдоль его линии. В конце концов начинали наступать и советские резервы. Доказательством теоремы Коробки — Бурдюгова должна была служить победа. Однако ответа на их письмо в документах советского Генштаба обнаружено не было.

image

«Раш» означает «ринуться»

В игровом сленге World of Tanks есть слово «раш» (англ. rush — «броситься, ринуться»). В годы Великой Отечественной войны этот англицизм ещё был неизвестен, но сложно подобрать более точное определение одному из планов разгрома гитлеровской Германии, изобретённому в то время.

Почти одновременно с письмом Коробки и Бурдюгова, рассмотренным выше, в НКО СССР поступило письмо некоего А. Каргополова, жителя Сталинграда. Автор предлагал Ставке совершенно новую тактику применения бронетанковых войск, называя её «иррациональной», то есть непостижимой умом. Ключевые фразы в тексте письма подчёркнуты, как, например, эта: «Современная тактика в чистом своем виде признает только одно: движение, движение вперед и только вперед, во что бы то ни стало вперед!» Каргополов предлагал сосредоточить на отдельном участке фронта максимально возможное количество танков, в течение дня прорвать ими фронт и ворваться на территорию Германии. «В таком случае через 6-7 дней Берлин будет стоять перед непосредственной угрозой», — предвкушал иррациональный тактик.

Каргополов в своём послании не скупился на восклицательные знаки: «Никаких оглядок на тыл! У таких войск нет тыла. Только вперед и вперед». Кроме того, он предлагал организовать аналогичный прорыв силами англо-американских союзников с Запада. Их танковые армии следовало перебросить прямиком в Германию по воздуху. «Если мое предложение в чем-либо поможет нашему командованию, буду счастлив. Верю, в моем предложении нет ничего несбыточного или фантастического», — завершал Каргополов письмо. Оно было подшито в дело в трёх копиях, но также не снискало должной оценки командования. Две недели спустя немецкая авиация провела страшную бомбардировку Сталинграда, и война пришла к мечтателю домой. Судьба его нам неизвестна.

Автор текста — Юрий Бахурин

Юрий Бахурин — военный историк. Автор ряда публикаций в центральной и региональной научной печати: журналах «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Военно-исторический архив», «Родина», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Автор книги «Panzerjäger Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое применение».

Источники:

  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 803. Оп. 1. Д. 1817. Л. 156-159.
  • Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 14. Оп. 11603. Д. 2. Л. 315-326об.
  • ЦАМО РФ. Ф. 14. Оп. 11603. Д. 17. Л. 275-276об, 285.
Реклама | Adv