Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv
image

К концу сентября 1941-го стало ясно: в пламени летних сражений сгорели как довоенные советские лозунги о малой крови и могучих ударах, так и немецкие планы по быстрому разгрому основных сил РККА.

Драгоценное летнее время немцы потеряли и в битве под Смоленском, и при повороте танковой группы Гейнца Гудериана на юг, под Киев. Но в сентябре было ещё тепло, и в немецких штабах сохранялись иллюзии, что утраченный темп операции «Барбаросса» можно наверстать. Нужно только вложить максимум сил в решающий удар.

Перед «Тайфуном»
С 3 до 6 октября проходит акция «Битва за Москву».

И немцы не поскупились. Три из четырёх танковых групп, имевшихся у них в наличии, были задействованы в наступлении на Москву, получившем кодовое название «Тайфун». Перед началом наступления в немецких частях было зачитано обращение Гитлера, в котором говорилось, в частности, о начале последнего, величайшего и решающего сражения 41-го года.

В отличие от многих других обещаний фюрера, эти слова оказались правдивыми. Только закончилось это решающее сражение совсем не так, как он ожидал.

Положение Красной армии перед началом вражеского наступления было непростым. Довоенные мехкорпуса с их сотнями и тысячами танков были утрачены в первые месяцы войны во время попыток остановить бронированный каток блицкрига. Для их восстановления не хватало ни техники, ни — что, как оказалось, ничуть не менее важно — командиров и штабов, способных грамотно управлять подобными частями. Тем не менее танки сыграли одну из ключевых ролей в начавшейся битве за Москву.

Drang nach Moskau

image

На рассвете 30 сентября начала наступление 2-я танковая группа Гудериана. 2 октября пришли в движение 3-я танковая группа Германа Гота и 4-я Эриха Гёпнера, которым отводилась решающая роль в разгроме советских Западного и Резервного фронтов.

Проблемы с укомплектованием испытывала не только Красная армия: панцерваффе к началу «Тайфуна» тоже были далеко не те, что 22 июня. Например, у Гёпнера танковые полки 6-й и 7-й танковых дивизий были сведены в одну бригаду. 

Более чем 300 танков ударили двумя эшелонами на участке в 2 километра. Плотность артподготовки также впечатляла — до 100 орудий на километр прорыва.С неба по советским позициям «работали» пикировщики 8-го авиакорпуса Вольфрама фон Рихтгофена.

Удары такой силы советская пехота научилась сдерживать только через два года, на Курской дуге. А осенью 41-го натиск немецких танков рассекал оборонительные линии потрёпанных стрелковых дивизий, как тяжёлый рыцарский меч — лист фанеры. Попытаться отразить такой удар могли только советские танки.

Холм, Мценск, Малоярославец — контрудары

Для контрудара командование Западного фронта сформировало из резервных частей оперативную группу генерал-лейтенанта И. В. Болдина. В неё вошли три танковые бригады, а также стрелковая, кавалерийская и моторизованная дивизии. Всего в частях оперативной группы числилось более 200 танков, подавляющее большинство которых были старых типов — БТ и Т-26. Однако выдвижение частей отставало от действий противника. 4 октября танки Гота прорвались на правый берег Днепра около Холм-Жирковского. Подойти сюда успела только одна бригада — 128-я.

Бой с нашими танкистами немцам запомнился надолго. Герман Гот писал в своих воспоминаниях об упорном сопротивлении русских, которые сражались не на жизнь, а на смерть, задерживая форсирование Днепра вражескими «панцерами». По немецким данным, им в тот день удалось подбить 28 советских танков ценой потери 26 своих — соотношение, которое в немецких документах 41-го встречается чрезвычайно редко. К сожалению, контрудар Болдина задержал только один из немецких танковых клиньев, рвущих советский фронт.

Танковый полк бригады состоял из роты КВ, роты Т-34 и роты или батальона лёгких танков, например БТ, Т-26 или Т-60. Всего по штату танковый полк насчитывал 61 машину.

Намного опаснее выглядел прорыв 2-й танковой группы Гудериана. Преодолев за несколько дней более 200 км, его 4-я танковая дивизия уже 3 октября ворвалась в Орёл. В тот момент город считался глубоким тылом — по улицам даже ходили трамваи. Позади Орла до самой Москвы серьёзной обороны не было. 1-й гвардейский танковый корпус Дмитрия Лелюшенко, спешно сформированный для «затыкания» прорыва, ещё только выдвигался к фронту.

На аэродром Орла — уже под обстрелом противника — посадочным способом перебросили батальон из состава 201-й воздушно-десантной бригады. Ценой своих жизней десантники задержали немецкие танки на день.

Вечером 4 октября к окраинам Орла подошла советская 4-я танковая бригада Михаила Катукова. Скоро немецкие танкисты осознали, что время быстрых и лёгких маршей для них закончилось. 35 км от Орла до Мценска гитлеровская 4-я танковая с трудом «продавила» за неделю. По итогам этих боев бригада Катукова стала 1-й гвардейской. Многие её бойцы получили награды. Шестеро «катуковцев» были награждены Орденом Ленина — одной из высших советских наград. Среди них — будущие танковые асы Д. Лавриненко и А. Бурда.

image

Подчинённые Гудериана из 4-й танковой дивизии, скрипя зубами, писали отчёты об «абсолютном превосходстве» новых русских танков. О значимости боёв говорит и то, что в ноябре 41-го осмотром подбитых советских танков между Орлом и Мценском занималась специальная прибывшая на фронт комиссия, в составе которой отметились Фердинанд Порше и будущий создатель «Тигра» Эрвин Адерс.

Пока рванувшая к Москве дивизия Гудериана теряла в боях время и танки, их «камерады» смыкали клещи вокруг армий Брянского, Западного и Резервного фронтов. Однако немцам уже явно не хватало сил одновременно создавать и удерживать плотное кольцо окружения и продолжать наступление. Попытка решить обе задачи, как и следовало ожидать, закончилась не очень удачно.

Во-первых, некоторым из окружённых частей удалось в итоге прорваться к своим. Во-вторых, выделенные для наступления танковые и моторизованные части были вынуждены наступать на Москву вдоль основных дорожных магистралей. В результате советское командование, не имевшее в тот момент сил для восстановления сплошной линии фронта, смогло сосредоточиться на создании сильной противотанковой обороны на самых очевидных направлениях. Основой такой обороны, как правило, становились танковые бригады и противотанковая артиллерия. В частности, на Малоярославецком направлении ключевую роль сыграла 17-я танковая бригада. Вот что можно прочесть в боевых отчётах 57-го немецкого моторизованного корпуса:

«…Русские сидят почти во всех мелких населённых пунктах по обе стороны от дороги, частью более слабыми силами, частью более крупными, и ожесточённо защищаются… Противник сегодня укрепился перед линией фронта… Его сильная сторона — танки, которые выступают звеньями и сражаются умело и ожесточённо».
Грамотная оборона — залог успеха

У села Ильинского под Малоярославцем немцы на своей шкуре ощутили, что такое хорошо организованная оборона. Около часу дня из села Черкасова выдвинулись 15 немецких танков. Их сопровождала пехотная рота. Солдаты расположились на броне, ехали на БТРах и мотоциклах. Танки шли группами: первая — восемь машин, вторая — семь.

image

У деревни Сергиевки пехоту «смахнули» с брони пулемётным огнём. Танки пытались пробиться к Ильинскому, но два из них были подбиты. Немецкие пехотинцы приняли бой, не видя противника. Подтянулись танки второй группы. Наступление на Ильинское продолжалось, но уже сумбурно: часть машин вырвалась вперёд, часть застряла на шоссе. Один танк застрял в кювете. Советские пули буквально не давали немецким солдатам поднять голову. Итогом этой атаки стали многочисленные фото расстрелянной танковой колонны — и небольшое кладбище немецких солдат около дороги.

К концу октября стало ясно, что «стремительный бросок» на Москву не состоялся. Вместо танкового марша по магистралям немецкому командованию пришлось дорогой ценой оплачивать каждый очередной километр продвижения на восток.

Теперь исход битвы решал тот, у кого в резерве окажется «самый последний батальон».

Автор текста — Андрей Уланов

Андрей Уланов — историк, автор книг и статей по истории Великой Отечественной войны. Наиболее известные работы — «Порядок в танковых войсках» и «Первые Т-34» (совместно с Дмитрием Шеиным). В настоящее время работает над книгами о противотанковых средствах советской пехоты в годы Великой Отечественной войны и о боевом применении танков Т-34 в 1942 году.

Источники:

  • Документы ЦАМО РФ.
  • Документы NARA (Национальный архив США).
  • Гот Г. Танковые операции.
  • Лопуховский Л. Н. Вяземская катастрофа 41-го года.
  • Оборона Москвы — 17-я танковая бригада. http://konkurs.senat.org/notabene/17TBR.html .
  • Перевод фрагмента воспоминаний из «Geschichte des Panzer-Grenadier-Regiments 73». http://www.eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-04.html.
Реклама | Adv