Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv

image

К осени 1916 года наступательная операция англо-французских войск против немцев на реке Сомме в Северной Франции выдохлась, превратившись в позиционную бойню. Обе стороны пытались прорвать череду траншей, опутанных колючей проволокой. Не получалось. Только в первый день наступления англичане потеряли около 20 000 человек убитыми и 40 000 ранеными от пулемётного и артиллерийского огня, потери немцев составили около 6000 солдат. Казалось, переломить сложившуюся патовую ситуацию уже невозможно.

Но ужас всех прежних дней войны померк, когда ранним утром 15 сентября 1916 года на дымное поле боя явился сам дьявол…

Стальной джокер

В последней попытке достичь успеха в долгой и кровопролитной битве английский генерал Дуглас Хейг сделал ставку на новые боевые машины. В целях конспирации они назывались «танками» — в переводе с английского tank означало «бак» или «цистерна».

С 15 до 19 сентября проходит акция «Битва на Сомме», посвящённая событиям 1916 года.

Англичане начали строить танки в 1915 году. К концу лета 1916-го количество машин, готовых к бою, доходило до полусотни. Эти ромбовидные бронированные чудовища на гусеничном ходу назывались Mark I или Mk I и выпускались в двух модификациях. Танки с чисто пулемётным вооружением назывались «самками» и предназначались только для борьбы с живой силой. «Самцы» были оснащены пулемётом и двумя 57-мм пушками.

После транспортировки танков на материк они с максимальной секретностью начали движение к сборным пунктам у передовой. Ночные переходы по неразведанным маршрутам оказались серьёзным испытанием для Mk I — 17 машин завязли в грязи или остановились из-за механических поломок. На исходные позиции прибыло 32 танка.

С помощью новой техники британцы рассчитывали выбить немцев из деревень Гведекур и Флёр. Танки должны были взводами по 2–3 машины прорвать оборону противника в наиболее мощных её узлах, прикрывая при этом от вражеского огня пехоту. Первым в бой вступил танк-«самец» капитана Мортимера. Было 5:15 утра, 15 сентября 1916-го. Танк подошёл к узлу германской обороны между Жинши и Дельвиль-Вуд. Он уничтожил пулемётное гнездо, препятствовавшее атаке британской лёгкой пехоты, но затем был выведен из строя попаданием снаряда в ходовую часть.

В 5:30 в бой пошли остальные танки. Члены экипажей задыхались от пороховых газов, грохот пальбы и дробь пуль по броне оглушали их. Вдобавок внутри танков было тесно: в них располагались запасной бак с моторным маслом, два небольших бака с горючим, три — с водой, запасные стволы для пулемётов, запасной пулемёт, клетка с почтовыми голубями, сигнальный флаг и набор сигнальных ламп. Нельзя было обойтись и без двухдневного запаса продовольствия и снаряжения экипажа.

Немцы в шоке

В годы Первой мировой войны военный психоз от непрерывных артиллерийских канонад — shell-shock —был для солдата обычным делом. Но шок немецких войск от появления танков оказался ещё сильнее. Когда в первой линии окопов кто-то из немецких солдат выкрикнул фразу «Дьявол идёт!», его слова распространились по траншеям со скоростью пожара. Из танковых смотровых щелей было видно, как фигуры в серой униформе «фельдграу» бежали с позиций. Попытки отдельных храбрецов открыть огонь по стальным чудовищам были бесполезны.

32

танка пошли в бой на Сомме
15 сентября. 10 машин были выведены из строя, ещё
7 получили различные повреждения.

Танки наступали. Ещё несовершенные машины с грохотом падали в немецкие убежища или беспомощно застревали в снарядных воронках. Экипажам приходилось экстренно покидать боевое отделение застрявших машин, чтобы постараться вернуть их в строй. Однако те Mk I, которых миновала эта участь, проявили себя должным образом.

К примеру, танк-«самец» D17 «Диннакен» лейтенанта Хасти первым вошёл в деревню Флёр, неспешно следуя за убегающими и прячущимися в погребах немцами. Британский авиационный разведчик, пролетавший над полем боя, сообщил: «Танк движется по главной улице деревни Флёр, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении».


Другие машины оказали большую помощь пехоте, проделав проходы в проволочных заграждениях и раздавив пулемётные гнезда. Один из Mk I остановился над германской траншеей и зачистил её пулемётным огнём, а затем двинулся вдоль окопа. С его помощью удалось захватить в плен около 300 солдат противника. Всего в ходе атаки по разным причинам было выведено из строя 10 танков. Ещё 7 получили незначительные повреждения.

Локальный успех с серьёзными последствиями

Каковы оказались итоги применения танков? Безусловный тактический успех, не переломивший, однако, ход всего сражения.

С одной стороны, всего за пять часов при сравнительно небольших потерях англичане захватили участок фронта протяжённостью до 10 км и продвинулись на несколько километров в глубину. Были взяты позиции, атаки на которые ранее оставались безуспешными. Дуглас Хейг, скептически оценивавший возможности танков, немедленно заказал производство ещё тысячи машин.

С одной стороны, всего за пять часов при сравнительно небольших потерях англичане захватили участок фронта протяжённостью до 10 км и продвинулись на несколько километров в глубину. Были взяты позиции, атаки на которые ранее оставались безуспешными. Дуглас Хейг, скептически оценивавший возможности танков, немедленно заказал производство ещё тысячи машин.


С другой стороны, англичане пожертвовали эффектом неожиданности, ведь впечатление от применения ошеломляющих боевых машин могло быть намного сильнее. А так — новость об их использовании разлетелась по всему фронту, а затем и по всему миру. Почти в каждой державе-участнице Первой мировой войны закипела работа военных разведчиков и инженеров.

Российская империя не успела создать свои «сухопутные дредноуты», однако тщательно следила за их эволюцией. В бумагах Главного управления Генерального штаба, сохранившихся в военных архивах, встречаются такие донесения за декабрь 1916-го: «В Германии на заводах Круппа, Эрхарта и Ханза-Лойд в Бремене строится до 120-ти «Танка», пока… двух типов. Предполагается, что германцы будут ими пользоваться на всех фронтах, где они будут наступать, но не для обороны… Наилучшим способом действий против «Танко» признается огонь траншейных 3,7 сантиметровых пушек (орфография первоисточника — ред.)».

Неверные окончания слов сегодня выглядят курьёзно. Однако именно 15 сентября 1916 года сделало слово «танк» международным и наделило его новым, военным значением. С этого момента война приняла современный облик.

Автор текста — Юрий Бахурин

Юрий Бахурин — военный историк. Автор ряда публикаций в центральной и региональной научной печати: журналах «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Военно-исторический архив», «Родина», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Автор книги «Panzerjäger Tiger (P) "Ferdinand". Боевое применение».

Источники:
  • Митчель Ф. Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914–1918 гг. — М., 1935.
  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 6. Ч. 2. Сводки сведений, поступивших в Главное управление Генерального штаба.
  • РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1477. Материалы о мерах борьбы с танками в случае применения их иностранными державами.
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. — М., 2012.
Реклама | Adv