Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv

image



Во время советско-финской войны 1939–1940 годов Красная армия на Карельском перешейке натолкнулась на мощный оборонительный рубеж — линию Маннергейма. Там советских бойцов ожидал неприятный сюрприз — бетонные доты, разрушить которые можно было только огнём артиллерии большого калибра.

Доставка тяжёлых и громоздких орудий к месту сражений — задача не из лёгких. Одно из лучших её решений — когда орудие прибывает на огневую позицию своим ходом. И тут военное командование вспомнило, что с 1931 года в СССР неспешно велись работы по созданию крупнокалиберных самоходных артиллерийских орудий. С темы стряхнули пыль, и два ленинградских завода — имени Кирова и № 185 — приступили к делу. К весне 1940 года были спроектированы и построены экспериментальные САУ СУ-14-2, Т-100Y (СУ-100Y) и КВ-2, который хоть и назывался танком, однако был скорее самоходкой с вращающейся башней. В советско-финской войне СУ-100Y опробовать не успели, но работы над «истребителями дотов» продолжили. С началом Великой Отечественной войны центр разработки вынужденно переместился из Ленинграда в Челябинск и Свердловск.

От трёх стволов к одному
Трудно было соблюсти требование к боекомплекту —
не менее 20 выстрелов. Конструкторы решили эту проблему, разместив основную боеукладку по левому борту, а часть зарядов — под орудием. Доставать их было трудно, но другого выхода не нашлось

В качестве базы для СУ-100Y использовался опытный танк Т-100, который не попал в серийное производство, проиграв конкурс тяжёлому КВ. Это поставило крест и на СУ-100Y — крупнокалиберные самоходки теперь должны были использовать в качестве базы шасси КВ.

В ноябре 1941 года на Кировском заводе в Челябинске (ЧКЗ) разрабатывались штурмовые танки КВ-7 — боевые машины с неподвижной боевой рубкой и тремя орудиями. Проект был любопытным, но с сомнительными боевыми качествами. Осенью 1942 года Главное артиллерийское управление Красной армии поручило ЧКЗ разработать крупнокалиберную САУ, установив в корпус КВ-7 152-мм артиллерийскую систему МЛ-20. Работы возглавил Лев Сергеевич Троянов. Он был самым опытным из отечественных конструкторов, занимавшихся самоходными артиллерийскими установками.

Корпус будущей САУ Троянов решил установить на шасси тяжёлого танка КВ-1С. Деревянный макет и проектная документация были готовы в конце 1942 года. В начале января 1943-го САУ предстояло показать заказчикам. Машина получила обозначение КВ-14. Интересно, что комиссии были представлены сразу два проекта. Первый, автором которого был начальник конструкторского бюро завода № 9 Фёдор Фёдорович Петров, был лучше проработан, но требовал серьёзной переделки корпуса КВ-7 и орудия. Второй проект, подготовленный Трояновым, хоть и был только частично доведён до рабочих чертежей, но зато требовал гораздо меньших изменений при серийном производстве танков и орудий. На нём и остановился выбор принимающей стороны.

Убойная сила

На следующий день после показа Иосиф Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны: изготовить опытный образец новой САУ к 31 января 1943 года, то есть менее чем за месяц. Кировский завод не только смог уложиться в столь жёсткие сроки — он закончил сборку на неделю раньше.

Испытания новой самоходки проходили с 1 по 5 февраля 1943 года. КВ-14 своим ходом отправилась на полигон в город Чебаркуль. Это было весьма суровым испытанием: САУ шла по шоссе через снежные заносы при температуре воздуха до −42 °С. В двигатель попала вода, он часто глох. В итоге 85 километров от Челябинска до Чебаркуля машина прошла за 13 часов.

image

Всего было выпущено 670 САУ СУ-152. Серийное производство завершилось в январе 1944-го

После 234 выстрелов из орудия никаких дефектов ни в стволе, ни на установке обнаружено не было. Требуемые 3–4 выстрела в минуту пушка показать не смогла, но результат в 2,8 в минуту тоже был неплохим. Отказов в работе мотора и трансмиссии также не было выявлено. Конечно, нашлись недостатки, которые требовали доработки, но уже 9 февраля 1943 года КВ-14 приняли на вооружение Красной армии.

Так у СССР появилась самоходная установка, аналогов которой не было в мире. Она сочетала в себе мощное орудие, броневую защиту, сопоставимую с бронёй тяжёлого танка, и, что немаловажно для боевой машины, компактные размеры. Но главное: советские бронетанковые войска получили универсальную САУ, способную решать самые разные задачи. С конца апреля 1943 года машину стали называть СУ-152.

Дебют «зверобоя» состоялся во время битвы на Курской дуге, в которой приняли участие 24 машины этого типа. Из-за малого количества они не оказали существенного влияния на боевую обстановку, но оказалось, что из всей советской бронетехники того времени только эта самоходка гарантированно уничтожала любой немецкий танк. Более того, для поражения вражеской техники 152-мм снаряду даже не обязательно было пробивать броню. Наиболее показателен в этом плане пример Героя Советского Союза майора Санковского, машина которого в одном бою смогла уничтожить 10 танков.

Об эффективности и качестве СУ-152 говорит и тот факт, что на вооружении советских бронетанковых сил она состояла до 1958 года.

ПТ-САУ VII уровня СУ-152 принимает участие в акции «70-летие освобождения Бреста и Львова».

  • При подготовке статьи использовались материалы из книги Ю. Пашолока «СУ-152 и другие САУ на базе КВ».
Реклама | Adv