Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv
image

На второй день операции «Багратион», 25 июня 1944 года, Красная армия взяла посёлок Богушевск, располагавшийся между Витебской и Оршей. В результате немцы лишились важного оборонительного узла, а в их обороне появилась брешь, в которую советское командование бросило конно-механизированную группу генерал-майора Н. С. Осликовского. Группа должна была развивать наступление Красной армии, двигаясь на Сенно и Лепель, с дальнейшим выходом к реке Березине.

На этом пути Сенно было ближайшим немецким оборонительным пунктом. Город являлся важным узлом шоссейных дорог, а в его окрестностях немцы организовали множество складов с горючим, боеприпасами и продовольствием. В общем, для Красной армии Сенно было очень соблазнительной точкой приложения усилий.

Конно-бронированный марш

Советские конно-механизированные группы (КМГ) представляли собой мобильные соединения, специально предназначенные для ведения боёв в глубине вражеской обороны. Кавалерия, входившая в их состав, мало зависела от поставок горючего и могла двигаться с той же скоростью, что и танки, которые служили основной ударной силой КМГ. Говоря о коннице в 1944 году, надо помнить, что в это время команда «Шашки наголо!» звучала редко — например, если противник настолько захвачен врасплох, что ожидать от него сколь-нибудь организованного сопротивления не приходится. В основном кавалерия Второй мировой воевала по тем же принципам, что и пехота. 

Конно-механизированные группы Красной армии были очень эффективным инструментом мобильной войны

В распоряжении генерала Осликовского были 3-й гвардейский кавалерийский и 3-й гвардейский механизированный корпуса. Мехкорпус, которым командовал генерал-лейтенант В. Т. Обухов, был вооружён по большей части ленд-лизовскими танками. Перед входом КМГ в прорыв у Богушевска под началом Обухова воевали 110 «Шерманов», 70 «Валентайнов» и всего 16 «тридцатьчетвёрок».

Уже к девяти вечера 24 июня 1944 года передовые бригады корпуса Обухова вступили в бой с немцами. Быстро сбив противника с позиций, советские танки погнали его дальше на запад, не позволяя закрепиться. Попутно танкисты 3-го механизированного корпуса окружали и громили немецкие гарнизоны в мелких населённых пунктах, встречавшихся на пути. Стремительное продвижение советских танковых бригад часто вызывало панику среди немецких солдат. «Пешие, конные колонны противника не успевали отходить, бросали свои гарнизоны и расходились по лесам, и группами сдавались в плен».

Взять Сенно поручили 9-й гвардейской механизированной бригаде полковника П. И. Горячева, наступавшей на правом фланге конно-механизированной группы.

Танки в ночи

Хотя Сенно имело для немцев большое значение, выделить на его оборону крупные силы они не успели. Для защиты города немцы располагали несколькими сотнями (батальоном) пехотинцев, тремя самоходными орудиями, двумя танками, а также несколькими противотанковыми орудиями и миномётами. Командование вермахта, в памяти которого ещё было живо зимнее топтание фронта на одном месте, не ожидало, что советские войска так рванут вперёд. Потому усилить гарнизон оно не смогло. Кое-как улучшало ситуацию для немцев то, что Сенно было хорошо укреплено. Это давало защитникам шанс всё-таки дождаться подкрепления.

image

На главных направлениях атаки немцы возвели дерево-земляные заборы толщиной до двух метров, между ними протянули сеть окопов, прикрытых колючей проволокой. Каменные здания на возвышенностях, стоящие рядом с городом, противник превратил в опорные пункты. Дороги, проходящие через Сенно, держала под прикрытием артиллерия. Меньше всего внимания немцы уделили местности севернее города, где вплотную к окраинам примыкало озеро, окружённое заболоченной местностью.

Поздней ночью 25 июня 1944 года передовой отряд танковой бригады Горячева (10 «Шерманов», столько же СУ-85, пехота и немного артиллерии) вышел к Сенно. Причём как раз с самого уязвимого, северного направления. Вскоре к нему подтянулись остальные силы бригады. Горячев немедленно организовал разведку, чтобы узнать, какая в городе обстановка. Бойцы выяснили, что немцы подход бригады не заметили и, вообще, намного внимательнее следят за восточными подступами к городу. Комбриг решил, что такой возможностью грех не воспользоваться.

В дерзкой ночной атаке главную роль должны были сыграть советские танкисты и самоходчики. Им предстояло ворваться в Сенно с севера и северо-запада. А мотострелки должны были обойти город и ударить с востока, связывая немцев боем. После короткого, но сильного артиллерийского обстрела, ошеломившего немцев, подразделения 9-й бригады бросились в атаку.

Дерзость города берёт

Десять «Шерманов» во главе с командиром танковой роты гвардии старшим лейтенантом А. Захряпиным на большой скорости ворвались в ночное Сенно по шоссе с севера. Одновременно три «Шермана» с автоматчиками на броне вошли в город с северо-запада. За ними последовали самоходки СУ-85, также с десантом.

«Шерманы» шли по Сенно, ведя огонь с ходу или с коротких остановок. Механики-водители направляли танки на автомашины и орудия, перемалывая их гусеницами. Особенно отличился экипаж Захряпина, который подбил одно немецкое самоходное орудие, раздавил три пушки и сжёг четыре автомашины с боеприпасами. За решительность и мужество, проявленные лейтенантом в этом и следующих боях операции «Багратион», лейтенанта позже наградили орденом Красного Знамени.

image

Советская мотопехота соскочила с брони в черте города, завязав уличные бои и понемногу очищая дома от засевших там немцев. Пока царила суматоха, с востока тоже подошла советская мотопехота, вступив в схватку.

Танки и самоходки в это время дошли до западной окраины Сенно, где вступили в бой с главными силами гарнизона. Немцы, ошеломлённые внезапной атакой, так и не смогли организовать мощное сопротивление. Понемногу части противника стали уходить из Сенно на запад. В ночном бою противник потерял все свои танки и самоходки, несколько орудий и до 70 автомобилей. При этом ни один «Шерман», участвовавший в штурме, не был подбит или уничтожен. К 6:30 утра стрельба в Сенно стихла, город полностью перешёл под контроль Красной армии.

Брешь в немецкой обороне на витебском направлении выросла ещё больше. Более того, с потерей Сенно противник оказался лишён путей отхода в этом районе. Одной из немецких колонн, отступающих на запад, даже пришлось развернуться обратно к востоку. Вскоре она наткнулась на советские танки и оказалась полностью разбитой. Многие немцы, побросав технику и имущество, разбежались по окрестным лесам.

Оставив Сенно позади, 3-й гвардейский мехкорпус через два дня выполнил боевую задачу, взяв город Лепель и захватив плацдармы на восточном берегу реки Березины. 

Автор текста — Александр Томзов

Источники:

1. Оперативные документы и журналы боевых действий (с сайта «Память народа»).

  • Штаба 3-го Белорусского фронта;
  • Штаба 1-го Прибалтийского фронта;
  • 5-й Армии;
  • 7,8,9-й гв мбр;
  • 1823-го сап.

2. Отчёт о боевых действиях 3-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса за период с 23 июня по 15 июля 1944 года. ЦАМО Ф. 3 гв. мк. Оп. 4948. Д. 30.

3. Исаев А. В. Операция «Багратион». «Сталинский блицкриг» в Белоруссии. М.: Яуза : Эксмо, 2014.

4. Материалы сайта «Подвиг народа».

Реклама | Adv