Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv
image

Проблема войны в горах столь же громадна и несокрушима, как сами горные хребты. И, как бы ни старались полководцы исключать из планов действия среди заснеженных вершин, обстоятельства то и дело заставляют вести солдат туда, куда и в мирное-то время не каждый отважится забраться. И не только пехотинцев. За  два с лишним столетия до нашей эры карфагенский полководец Ганнибал с большими потерями провёл через Альпы боевых слонов.

К 40-м годам ХХ века уже существовали специализированные горные войска — вплоть до артиллерии. А изобретатели и люди, считавшие себя таковыми, открыли для себя целое направление военно-технической мысли: разработку особых, горных танков.

Колёса, гусеницы… лапы

В конце 1940 года ереванец Эмин Арамович Тер-Григорян отправил в Бронетанковое управление Красной армии свой проект танка. Изобретатель, назвавший машину своим именем, писал: «Предлагаю новый универсальный танк вездеход, который имеет исключительную проходимость незнающий препятствии на своей пути, ползающий через горы как четерхногое животное» (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ред.).

Помимо традиционного колёсно-гусеничного движителя, у танка «Эмин» должны были быть «лапы», позволявшие ему двигаться по сколь угодно трудным ландшафтам

Тер-Григорян придумал для своего «Эмина» невероятно мудрёную ходовую часть. Помимо колёсно-гусеничного движителя, на котором машина должна была передвигаться по относительно ровной местности, у неё были ещё и «лапы». Судя по эскизам автора, они представляли собой конструкции наподобие мотоциклетных вилок, способные выдвигаться из корпуса под любым углом. Например, если местность становилась непроходимой для колёс, то лапы следовало вытянуть вперёд, чтобы танк встал на гусеницы. Впереди бугор? Не беда, поднимаем «лапу», цепляемся колесом и заезжаем на него. Яма? Главное, чтобы «лапы» дотянулись до дна, тогда танк на них обопрётся и поедет дальше. Машине Тер-Григоряна должен был быть по зубам любой ландшафт.

Изобретатель писал: «Посредством восьми педалей управляемый водителем танк сможет выполнять весьма сложные операции». Из наиболее интересного можно рассказать о том, как превратить «Эмин» в наблюдательный пункт. Нужно выбрать дерево с густой кроной, приблизиться к нему и встать на лапы так, чтобы ветви укрыли корпус.

image

В качестве вооружения для своей машины Тер-Григорян предлагал использовать пушку, неподвижно укреплённую в корпусе, и два пулемёта. И хотя описание танка в целом было туманным и сбивчивым, изобретатель предусмотрел наличие орудийного электроспуска: «Когда танк противника в удобный момент показывается на экране прицела водителя, последний нажимает на кнопку у руля и посредством электрической системы пушка открывает огонь в цель».

Спектр боевых задач, которые способен решать «Эмин», виделся его автору весьма широко. В движении танк уничтожал бы коммуникации противника: через люк в днище командир танка мог устанавливать мины и дистанционно подрывать их. Поддержка пехоты, её десантирование и транспортировка, выявление волчьих ям и сапёрные работы — казалось, новый танк был способен на всё.

Проект попал в руки военинженера Можелева, который изучил его и дал Тер-Григоряну ответ. Он справедливо указал на то, что конструкция танка исключительно сложна, что «Эмин» слишком широк, а значит, не пройдёт по узким дефиле и лесным массивам. Изобретатель подвергся критике за нерациональное использование внутреннего объёма танка, в котором не было места даже для боеукладки. «Лапы» машины неизбежно подвергались бы сильным изгибающим усилиям, а значит, получились бы либо слишком громоздкими, либо хрупкими. В общем, проект оказался нежизнеспособным.

Горный танк Замойского

Другой проект горного танка поступил 17 июня 1941 года прямиком в Центральный комитет ВКП(б). Его автором и отправителем значился счетовод Абинского винзавода Виктор Петрович Замойский.

image

Предисловием к изложению замысла было длинное письмо, в котором Замойский признавался, что не разбирается в военной технике и делился желанием побывать в Москве. Он сетовал, что на его прежние письма никто не отвечал. Однако к делу переходил деловито: «Назначение танка глав[ным] образом операции в горах. Танк состоит из 5 отд[ельных] скрепленных звеньев, что дает ему возможность проходить по дорогам имеющим любой возможный поворот».

Форма танка — первая, но не единственная изюминка изобретательного замысла. Судя по описанию и эскизу, Замойский придумал подобие гусеничного бронепоезда Буйена, спроектированного еще в 1874 году. Французский инженер Эдуард Буйен предлагал собрать бронированный корпус из восьми сегментов, поставить его на ход и вооружить. Однако Замойский шагнул дальше предшественника. Он писал:

«Танк имеет двойную броню – внутреннюю тонкую и наружную, имеющую форму показанную на фигуре XI. Наружная броня из упругой стали – при попадании снаряда она сначала сжимается, а затем отбрасывает снаряд в сторону».

Автор не уточнял, что за сорт стали имеется в виду. Возможно, речь шла о неких амортизирующих устройствах на корпусе. Так или иначе, на эскизе это не отражено. Рамы центральных звеньев своего танка Замойский предлагал выполнить из того же загадочного материала.

image

Горному танку для увеличения его проходимости полагался колёсно-гусеничный движитель. В проекте упоминалась некая система подвижных осей, но автор и здесь не вдавался в подробности. Он предписал снабдить машину двумя моторами и в завершение указал: «Размеры, вооружение, сила мотором, форма и пр[очие] детали определят конструктора-специалисты. При наброске эскиза масштаб не соблюден».

Письмо Замойского было передано в отделение изобретений бронетанкового управления Красной армии. Мечта изобретателя сбылась — временно исполняющий обязанности начальника отделения, уже упоминавшийся военинженер 3-го ранга Можелев дал ему ответ. Это тем более удивительно, что уже началась Великая Отечественная война и дел у специалистов было по горло.

Скорее всего, отзыв не обрадовал Замойского. Военный инженер отмечал, что устройство корпуса танка из отдельных секций чрезвычайно усложнит конструкцию и сильно уменьшит её прочность. Далее он объяснил, что упругая броня не сможет противостоять кинетической энергии пули, а тем более снаряда. Как следствие, предложение Замойского не могло быть использовано.

Следует добавить, что идея горного танка в воображении автора проекта не была одинока. В письме он перечислял свои прежние задумки: «…оригинального «танка пустыни», летающего автомобиля с убирающимися крыльями и «летающего снаряда» - снаряда для уничтожения неприятельских самолетов, - последний мне буквально не дает покоя вот уже третий месяц». Очевидно, В. П. Замойский был фантазёром и ничуть этим не тяготился.

Специфических машин для войны в горах в 40-е годы так и не появилось. Через год после того, как Замойский прислал свой проект, в августе 1942 года, обычные лёгкие Т-26, вкопанные в землю, защищали от немцев горные перевалы на пути к Новороссийску вместе с обычной советской пехотой. Пригодились ли бы им танки с лапами и «металлические черви» — этот вопрос история оставила открытым.

Читайте также:

;

;

Вверх Вниз
Танки из Атлантиды

В середине Великой Отечественной войны, в 1943 году, в отдел изобретений Государственного комитета обороны СССР поступили два весьма необычных проекта танков-амфибий.

Подробнее
Танк на проводе

Некоторые изобретатели стремились шагать в ногу со временем и предлагали проекты танков на электрической тяге. Или с электрической броней.

Подробнее
Танки ударно-дробящего действия

В годы Великой Отечественной войны некоторые изобретатели предлагали превратить таран из крайней меры в обыденность.

Подробнее

Автор текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО РФ). Оп. 38. Оп. 11350. Д. 635;
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 1803.
Реклама | Adv