Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv

 

image

После поражения Германии во Второй мировой войне у Чехословакии появилась возможность вернуть себе статус одной из крупнейших танковых держав. Помочь в этом должно было «наследство», оставшееся от шести лет вынужденной работы на нужды оккупантов. Опыт, документация и материально-техническая база очень пригодились чехословацким конструкторам в первое послевоенное десятилетие, оказавшееся для них периодом самой бурной деятельности.

По многим причинам, среди которых и экономические, и политические, большинство проектов того времени не только не попали в серийное производство, но даже не были доведены до стадии прототипа. Тем не менее они представляют собой памятник технической мысли и заслуживают подробного изучения. Один из таких проектов — средний танк Škoda Т-40.

Смутный замысел военного института

В 1945 году военные сформировали тактико-технические требования к боевой машине под названием Tank Všeobecného Použití (TVP) — «Танк общего пользования». По замыслу военных, этот универсальный средний танк должен был быть защищён бронёй толщиной 65 мм, вооружён 88-мм пушкой и способен развивать скорость около 50 км/ч. В качестве дополнительного вооружения военные требовали установить на TVP спаренную установку из пулемёта и огнемёта. 

Вопреки распространённому мнению, Škoda Т-40 является не частью проекта чехословацкого универсального танка, а параллельной разработкой

В рамках этой концепции огромную работу проделали специалисты Военно-технического университета (VTU), создавшие целое семейство танков, различавшихся некоторыми деталями. В своём фундаментальном труде о чехословацком танкостроении 1945–1955 годов историк Мартин Дубанек включил в их число и проект фирмы Škoda. Это неверное суждение, которое недавно обнаружил и исправил другой чешский историк, Иржи Тинтера. На самом деле VTU и Škoda шли хоть и близкими, но разными путями.

И сам проект Военно-технического института, и тактико-технические характеристики, заложенные в него, представляли собой в большей степени концепцию, нежели готовое техническое решение. Известно, что у танка предполагалось наличие рессорной подвески, шести опорных и трёх поддерживающих катков. Ходовая часть в целом была проработана довольно схематично и нуждалась ещё в долгой и глубокой проработке. Оставалось неясным то, какой двигатель будет приводить танк в движение.

В отличие от танка специалистов из VTU, конструкторы Škoda не просто изобразили на своих кульманах приблизительный чертёж, но и провели расчёты для своего «параллельного» среднего танка. И, хотя некоторые внешние и конструкционные элементы были схожи, различий между проектами было намного больше.

Т-40: продуманный, но не воплощённый

Для танка Военно-технического института была разработана башня сложной формы с V-образным лобовым листом. Башня Škoda Т-40 отличалась куда большей технологичностью и очень напоминала аналогичные изделия немецкой фирмы «Крупп». Сходство неслучайно, так как с «Круппом» заводы Škoda работали на протяжении всей Второй мировой войны и даже построили для немцев некоторое количество корпусов и башен тяжёлого танка Tiger II.

image

В соответствии с требованиями к калибру в башне должно было устанавливаться 8,8-см орудие, фактически — немецкая пушка KwK 36 L/56, такая же, как была на «Тигре». В «чехословацком» варианте на ней отсутствовал дульный тормоз. От огнемёта конструкторы отказались, ограничившись пулемётом, спаренным с орудием. Орудийная маска Т-40 была близнецом той, которую на заводах «Круппа» планировали устанавливать в опытную «узкую» башню среднего танка «Пантера».

В отличие от силовой установки TVP, с которой не было ясности, «Шкода» имела для своего танка практически готовое решение в виде X-образного дизеля воздушного охлаждения Škoda 16ADH140 мощностью 700 л. с. при 2000 об/мин. И хотя этот двигатель не удовлетворял требованиям военных по удельной мощности (в лошадиных силах на тонну), но разогнать 40-тонный танк до необходимых 50 км/ч он мог. В конструкции Т-40 использовалась не рессорная, а более продвинутая торсионная подвеска.

Основной проблемой Škoda Т-40 (как и TVP) оставалось заведомо недостаточное бронирование. Но винить в этом конструкторов неправильно. Военные, разрабатывая требования, ориентировались на советский Т-34-85, который не был самым защищённым танком в 1945 году.

За исключением брони, детище инженеров фирмы Škoda оказалось вполне современным и очень интересным с точки зрения конструкции. Не занимаясь прямым копированием советских или немецких технических решений, создатели Т-40 объединили опыт этих двух мощнейших танковых школ в достаточно гармоничной и оригинальной машине. Которая, к сожалению, так и не была воплощена в металле. 

Читайте также: 

Автор текста — Юрий Пашолок
Реклама | Adv