Реклама | Adv
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
  • Rotator
Сообщения форума
Реклама | Adv
image

Для бронетанковых войск период между двумя мировыми войнами был временем активного «поиска смысла жизни». Как следствие, уже к 1920-м годам существовало множество типов танков, одним из которых был танк поддержки. Он появился из-за того, что орудия калибра 37–57 мм, традиционные для машин того времени, неплохо подходили для борьбы с пехотой и отчасти с танками противника, а вот против лёгких укреплений их мощности не хватало.

Подобные машины разрабатывали все страны, которые строили танки. Англичане, например, установили на свой Medium Tank Mk I 94-мм гаубицу. Немцы для экспериментального Grosstraktor сразу же выбрали в качестве основной 75-мм короткоствольную пушку, решив, что её будет достаточно для выполнения всех боевых задач. Советский Союз тоже не остался в стороне.

БТ-7 Артиллерийский. Не путать с БТ-7А

Из советских проектов начала 30-х годов заслуживают внимания два прототипа. Первый —построенный в металле инженером-самоучкой Николаем Дыренковым. Это был корпус БТ-2 с установленной на него новой башней и 76-мм орудием. Машина проходила испытания, но выяснилось, что башня слишком тесная, чтобы экипаж мог работать в ней. Проект не развивался. Эксперименты с установкой 76-мм пушки продолжились на шасси лёгкого Т-26 и продвинулись довольно далеко. Появился второй прототип — Т-26-4. После этого БТ как базовый танк для 76-мм орудия оставили в покое. Но ненадолго.

image

В 1934 году на Харьковском паровозном заводе начались работы над танком БТ-7. С самого начала конструкторы предполагали вооружать его 76-мм пушкой, установленной в башне оригинальной конструкции. Но опытная башня была столь же тесна, как и сконструированная Дыренковым. Поэтому в серийное производство БТ-7 пошёл с башней от своего предшественника БТ-5 и той же самой 45-мм пушкой в ней.

Но от идеи установить в БТ-7 более мощное вооружение конструкторы не отказывались. Тем более что опыты с Т-26 оказались относительно успешными: прототип с индексом Т-26-4 даже был доведён до опытной серии из пяти танков.

У разработчиков появилась логичная идея — «поженить» корпус одного танка и башню другого. Благо опыт работы по теме «двадцать шестого» у коллектива ХПЗ был, потому что БТ-7 с пушкой большого калибра разрабатывался на основе документации на артиллерийский Т-26. В апреле 1935 года одна башня прибыла в Харьков. С немного изменённой конструкцией она была установлена на корпус БТ-7, и в октябре 1935 года опытный образец отправился на испытания. В современных публикациях этот танк часто называют БТ-7А, но это ошибка: такой индекс был у ранних версий обычного БТ-7. Машина с 76-мм орудием называлась БТ-7 Артиллерийский.

Испытания прошли вполне успешно. Но на некоторое время судьба нового танка поддержки повисла на волоске. Это случилось из-за ЧП, происшедшего 19 сентября 1935 года с одним из Т-26-4, в котором во время стрельб произошёл прорыв пороховых газов через затвор орудия. И хотя орудие КТ-28 было всего лишь временным, так как позднее вместо него должна была устанавливаться более совершенная пушка, инцидент стал поводом для прекращения работ над Т-26-4.

Артиллерийской «семёрке» повезло больше. Работы над ней не остановились, и в конце концов танк был направлен в серийное производство.

Недолгая жизнь в мире и на войне

Головная партия БТ-7 Артиллерийских была собрана к концу августа 1937 года. В январе 38-го их количество уже превышало полторы сотни. Не так уж и много, но даже в этой ситуации не хватило 76-мм пушек КТ-28, чтобы оснастить все машины. Причина довольно распространённая в то время: орудие сняли с конвейера, а чем заменить — не нашли. На этом производство первого советского танка поддержки остановилось, а в войска поступило всего 132 машины. Ещё одна использовалась в качестве стенда для испытаний нового танкового вооружения, а остальные пополнили ряды обычных БТ-7.

БТ-7 Артиллерийский не прославился на поле боя. Его значимость в другом: по сути, это была первая крупносерийная боевая машина СССР, которую можно назвать самоходной артиллерийской установкой

Последний всплеск активности вокруг артиллерийского БТ случился осенью 1940 года и был связан с появлением нового орудия Ф-32 конструкции Василия Грабина. Оно предназначалось для перспективных танков КВ и А-32 (будущий Т-34). Но военные решили, что не стоит обходить вниманием и машины, уже состоящие на вооружении Красной армии. Планировалось, что в 1941 году, пусть и не в первую очередь, БТ-7 Артиллерийский тоже получит новое орудие. Война не дала этим планам воплотиться в жизнь.

По состоянию на 1 июня 1941 года в войсках было 122 танка данного типа, большая часть — в Киевском особом военном округе. Из-за своей малочисленности БТ-7 Артиллерийские фактически оставили после себя только кадры хроники с подбитыми танками и акты на списание. А в последний раз они использовались в ноябре 41-го под Москвой. С Дальнего Востока прибыла 58-я танковая дивизия, оснащённая этими машинами. За несколько дней боёв под Волоколамском дивизия потеряла почти все свои танки.

Несмотря на трудную судьбу, БТ-7 Артиллерийский стал этапным танком в истории отечественного танкостроения. Он был первой по-настоящему серийной советской машиной, которую условно можно отнести к самоходным установкам. По похожему принципу в 1940 году построили тяжёлый танк КВ-2. Как и в случае с артиллерийским БТ, его задачей была помощь войскам в прорыве линии вражеских укреплений.

image

image

image

Читайте также: 

Автор текста — Юрий Пашолок

Источники:

  • Документы Российского Государственного Военного Архива (РГВА).
  • Документы Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦАМО).
  • Танки БТ, И.Желтов, М. Павлов, И. Павлов, Экспринт, 2001 г., ISBN 5-94038-019-0.
Реклама | Adv