Новостная лента

Модератор: ob_ekt_195

#162698 Edrard 21 ноя 2015, 20:09

Изображение

«Электрики… разможжат в кровь бронированное свинное рыло фашизма. Электротанки помогут это сделать в первую очередь» (здесь и далее стилистика и орфография источников сохранены. — Прим. ред.). Инженер-электрик А. И. Богун-Добровольский не стеснялся в выражениях, когда писал сопроводительное письмо к своему изобретению, предложенному в июле 1941 года.

Топливо было столь же важно для танка, как броня или вооружение. Если горючее кончалось или замерзало — танк становился неподвижной огневой точкой. Взрыв топливных баков почти наверняка означал гибель машины. Многие изобретатели задавали себе вопрос: почему бы не электрифицировать танк? И тогда появлялись проекты вроде тех, о которых пойдёт речь ниже.

Электротанк Богуна-Добровольского

«Электротанк — боевая, подвижная управляемая по проводам на расстоянии повозка. Вооружение электротанка (ЭТ) может состоять из торпеды, мины, фугасного снаряда весом до 200 кг или ЭТ может доставить в любом направлении взрывчатое вещество… и взорвать его».

Компактных аккумуляторов, заряда которых хватило бы на питание электродвигателей танка, в 40-е годы ещё не изобрели. Поэтому все проекты электротанков предусматривали питание по проводам

По описанию изобретателя, машина должен был состоять из трёх элементов. Первым являлся так называемый питательный пункт. Под ним Богун-Добровольский понимал лёгкую передвижную установку, способную подключиться к любому источнику трёхфазного переменного электрического тока. Изобретатель полагал, что таковой без труда найдётся в любом районе боевых действий: «Пригород, промышл[енный] район, электростанция тепловая или гидравлическая, электрофицир[ованное] село, колхоз, совхоз и др.». В питательном пункте располагался вращающийся на полой оси барабан, разделённый на три части. Каждый сектор соответствовал отдельному двухжильному кабелю для электропитания двигателей электротанка и взрывателя для его вооружения.

Изобретатель предлагал оснастить свою машину двумя двигателями — по одному на каждую гусеницу. Их одновременная работа вела бы машину вперёд. Соответственно, если работал только один мотор — ЭТ совершал бы поворот по часовой стрелке или против неё. Такое решение, по замыслу Богуна-Добровольского, «…устраняет коробки скоростей и упрощает до минимума сложную кинематику сцепления и управления, имеющуюся в обычном танке».

Корпус ЭТ был облегчённой сварной конструкцией, защищённой лёгкой бронёй. Автор подчёркивал, что ходовая часть должна быть устойчивой, а силуэт танка — низким. Боевой груз должен был располагаться на корпусе в специальных гнёздах. Оператор танка мог взорвать его удалённо, с командного пункта, в качестве которого мог послужить любой танк или броневик. Также была предусмотрена возможность подрыва при столкновении с целью.

В отличие от многих других изобретателей, Богун-Добровольский перечислил не только достоинства, но и недостатки своего проекта. В их число входили радиус действия, ограниченный длиной 300-метрового кабеля, одноразовое применение танка и то, что с источниками питания могут быть проблемы. С другой стороны, инженер подчёркивал, что его танк будет дёшев — всего 6000 рублей, не считая боевого груза. 

Электрический танк на лыжах

Вскоре после Богуна-Добровольского свой проект электрического танка в Наркомат обороны СССР отправил техник-лейтенант И. М. Емченко. Его первое письмо, написанное в сентябре 1941 года, осталось без ответа. Тогда через год с небольшим он отправил второе.

Автор с первых строк расхваливал достоинства машины: обтекаемую форму корпуса, толстую броню, пожарную безопасность. Это было не оригинально на фоне большинства других изобретений. Но сам проект оказался необычен.

Эскиз «Электрического танка» И. М. Емченко. Первоначальный вариант 1941 года. (ЦАМО РФ)Как и ЭТ, машина Емченко была кабельной и приводилась в движение двумя моторами, запитанными от полевой электростанции. С помощью некоего приспособления провода должны были зарываться на 100 мм в грунт по ходу движения танка. При этом изобретатель отказался от гусеничного хода. Он предпочёл «…6 штук лыж при помощи которых танк передвигается». Полосы, оснащённые стальными шипами, должны были двигаться по очереди, имитируя траки. Емченко уверял, что его детище могло бы подниматься на возвышенности от 60–70°, а радиус действия танка составлял бы 2 км. «…В случай необходимости эти лыжи убераются танк садится жывотом на землю», — в этом случае машина становилась неподвижной огневой точкой.

Танк должен был иметь небольшие габариты (длина — 3,2 м, ширина — 1,8 м, высота — 1,1 м) и мощную 98-мм броню по всей поверхности танка. Емченко закладывал в проект скорость до 30 км/ч. Вооружение машины (пулемёт и огнемёт) размещалось в сферической башне на разных сторонах её диаметра. «Пулемет может обстреливать до 3 метров от танка в радиусе 360°». Почему дистанция стрельбы столь мизерна, автор не объяснил. В башню мог быть добавлен и второй пулемёт, для защиты кабелей. Наконец, на нос и корму танка Емченко предлагал установить шипованные барабаны, которые якобы позволили бы преодолеть препятствие высотой до 1 м. Они же могли служить для траления минных полей. Управление танком ложилось на плечи экипажа из двух человек, размещавшихся в нем лёжа.

Наркомат вновь не отреагировал на этот проект. Однако Емченко не опустил руки и в сентябре 1943 года представил третий вариант своего танка. Лыжи с шипами в конструкции сменились «черепашьими лапами», вооружение пополнилось противотанковым ружьём. Толщина брони местами выросла до 120 мм. Предельная скорость удвоилась, зато машина стала одноместной. К многообещающему описанию прилагался эскиз. На полях этого письма Емченко имеется пометка: «Оформить делом и приобщить ранее поступивший материал. Дать ответ автору». Видимо, он всё-таки дождался решения по своему замыслу, и положительным оно точно не было.

Электрическая броня изобретателя Брускина

Эскиз устройства «Электроброни» Д. А. Брускина. (ЦАМО РФ)Хотя, если бы эти танки получили путёвку в жизнь, то их можно было бы оснастить особой электрической бронёй. Авторское свидетельство на неё в декабре 1943 года запросил житель Астрахани Д. А. Брускин. Идея заключалась в двух (или более) бронеплитах, между которыми существует электрическая разность потенциалов. «Напряжение создается электро-генератором способным развить, на непродолжительное время, сварочную мощность», — писал Брускин. Межброневое пространство должно было быть достаточно малым, а передняя бронеплита — очень тонкой. Ведь автор рассчитывал именно на то, что её пробьют.

«Пуля, пробивши внешнюю броню и ударившись о внутреннюю броню, замкнет собою электрическую цепь. Конец пули имея наименьшее сечение накалится, обгорит или расплющится, чем затруднится дальнейший ее путь…», — так, по мнению автора, должна была работать электрическая защита.

Замысел Брускина был необычен, но не нов. Ещё в 1940 году некий инженер Николаев докладывал самому И. В. Сталину о своём варианте двухслойной брони. Наружный слой был очень твёрд, а внутренний выполнен из мягкого котельного железа. Он должен был, по замыслу изобретателя, встречать удар ослабленной пули, изменившей траекторию. «Она, разрушаясь, защищает!» — восклицал Николаев о броне. Впрочем, его пыл остудили неудовлетворительные результаты проведённых испытаний. Что касается электрической брони Д. Брускина, она так и осталась на бумаге.

Читайте также:

Автор текста — Юрий Бахурин

Источники и литература:

  1.        Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 233.
  2.        ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 345.
  3.        ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 593.
  4.        Куманев Г. А. Говорят сталинские наркомы. Смоленск, 2005.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25

Реклама | Adv