Новостная лента

Модератор: ob_ekt_195

#151988 Edrard 28 сен 2015, 17:29

Изображение

Когда армия идёт в наступление, главная задача — первыми мощными ударами прорвать вражескую оборону на как можно большую глубину. Получается это не всегда, порой сражение превращается в медленное кровавое продавливание, битву на износ.

Под Смоленском в середине сентября 1943 года Красная армия получила возможность не только освободить этот город от немцев, но и развить наступление дальше, на Оршу. Для развития успеха командование Западного фронта создало подвижную группу, включавшую в себя 2-й гвардейский танковый и 3-й гвардейский кавалерийский корпуса. Предполагалось, что группа войдёт в брешь, пробитую в обороне противника пехотой и артиллерией 21-й армии. Но 15 сентября успехи армии оказались незначительны. Приказ о взломе немецкой обороны получил танковый корпус.

Несколько дней танкисты 2-го гвардейского вели ожесточённые бои. Их противниками, помимо всего прочего, были «Тигры» 505-го батальона, а также самоходки «Мардер» и «Штуг». К 19 сентября ценой потери нескольких десятков танков советские войска смогли прорвать немецкую оборону. В прорыв, как и задумывалось, вошла подвижная группа. 

Схватка за железную дорогу

Немцы начали постепенно отводить свои войска на новые позиции. Отход прикрывали сильные арьергарды, которые упорно боролись за каждый рубеж. При каждом удобном случае немецкая пехота при поддержке самоходных орудий атаковала советские войска. Жизненно важной для немцев задачей было удерживать железную дорогу Смоленск — Рославль до тех пор, пока их дивизии не отойдут на новые рубежи. С этой целью противник бросил на защиту дороги всё, включая сапёрные части и бронепоезд.

Войска противоборствующих сторон были сильно измотаны в предыдущих боях. Так, в стрелковых дивизиях советской 12-й армии к 20 сентября осталось по 3–5 тысяч человек (нормой было около 10 тысяч).

Войска обеих сторон были сильно измотаны в предыдущих боях. Так, в стрелковых дивизиях советской 21-й армии к 20 сентября осталось по 3–5 тысяч человек (нормой было около 10 тысяч). Свежий кавалерийский корпус, пошедший в бой, не только обладал хорошей мобильностью. В сложившихся условиях он стал серьёзной ударной силой.

Действуя как пехота, кавалеристы сняли немалую часть боевой нагрузки с ослабленных советских стрелковых дивизий. Кроме того, у кавалеристов были артиллерия и танки. Каждая из трёх дивизий 3-го гвардейского корпуса располагала танковым полком, кроме того, в составе корпуса был полк самоходок СУ-76. В сумме к 20 сентября корпус располагал примерно 100 танками и САУ. Это было в два с лишним раза больше, чем у 2-го танкового корпуса в тот момент. Кавалеристы стали тараном, пробивавшим оборону немецких войск. Причём справлялись конники своими силами и средствами.

Сапёры корпуса под ураганным огнём немцев строили переправы для живой силы и техники. Многие из них за эту страшную работу были отмечены орденами и медалями. Именно благодаря сапёрам все танки и САУ корпуса пошли в бой вовремя.

Танки и самоходки наступали, помогая друг другу. СУ-76 своим огнём выбивали зенитные и противотанковые орудия, расчищая дорогу советским танкистам. 21 сентября заряжающий одного из экипажей самоходчиков П. О. Сошенков уничтожил пять немецких зенитных пушек и отогнал вражескую самоходку. Тем самым было устранено препятствие на пути танков из 104-го полка 5-й кавалерийской дивизии. Танкисты быстро продвинулись вперёд и вскоре заняли хутор Долгомостье. В результате железная дорога Смоленск — Рославль была перерезана. 

Против «Тигров»

Смоленская наступательная операция104-й танковый полк сыграл большую роль в боях за населённые пункты рядом с железной дорогой. Особенно отличился танковый эскадрон (в кавалерийских частях наименования подразделений соответствовали терминологии конников) под командованием лейтенанта А. Г. Челышева, нанёсший большой урон немцам. Сам Челышев уничтожил одну самоходку и одно противотанковое орудие. За умелое руководство и личные успехи лейтенанта наградили орденом Отечественной войны I степени.

Утром 22 сентября к железной дороге подошли части 2-го гвардейского танкового корпуса и 21-й армии.

Немцы не собирались мириться с потерей железной дороги. Они подтянули резервы и нанесли ряд контрударов. Наши войска были вынуждены отбивать вражеские атаки под сильным артиллерийским огнём и бомбёжками. Труднее всего пришлось 32-й кавалерийской дивизии, на участке которой немцы шли в бой не только силами пехоты при поддержке САУ «Штуг», но и танками «Тигр».

Советский Т-34 недалеко от Смоленска, 1943 годПо документам, дивизии удалось 22 сентября подбить всего один немецкий танк. Но это был «Тигр». Уничтожить машину этого типа осенью 1943 года советским войскам было ещё трудно. Вообще, за время Смоленско-Рославльской операции немцы безвозвратно потеряли всего три «Тигра», два из которых не удалось эвакуировать. В результате один взорвали, а второй просто бросили. Ещё один «Тигр» также был подбит попаданием в башню и брошен немцами. Кавалеристы свой «Тигр» всего лишь подбили. Но немецкая атака сразу же прекратилась, противник стал пытаться эвакуировать танк. Вероятнее всего, этого «зверя» подстрелили артиллеристы истребительно-противотанкового полка, входившего в состав 3-го гвардейского кавалерийского корпуса.

Ни отбить железную дорогу, ни остановить советские войска немцам так и не удалось. Подвижная группа Западного фронта продолжала наступать и 24 сентября форсировала реку Сож, охватив Смоленск с юга. Немецкое командование, понимая, что город удержать не получится, приказало своим войскам отступать.

На следующий день Смоленск и Рославль были полностью освобождены Красной армией. За успешные действия 3-й гвардейский кавалерийский корпус получил благодарность от Верховного главнокомандующего И. Сталина, а 32-й кавалерийской дивизии было присвоено имя Смоленской. 

Читайте также:

Автор текста — Александр Томзов

Источники:

  1. Документы сайта «Подвиг народа».
  2. Документы сайта «Память народа»ЦАМО Ф. 208. Оп. 2511. Д. 2582; ЦАМО Ф. 375. Оп. 6675. Д. 71; ЦАМО Ф. 3400. Оп. 1. Д. 34; ЦАМО Ф. 3468. Оп. 1. Д. 99.
  3. Истомин В. П. Смоленская наступательная операция (1943 г.). М., 1975.
  4. Schneider, W. Tigers in combat I. Stackpole Books, 2004.

Re:

#152042 Юрко 28 сен 2015, 22:44
Ничуть не умаляя героизма дедов, и все такое. Но, блажь это буденно-ворошиловская была уже в те времена)))
".у кавалеристов были артиллерия и танки. Каждая из трёх дивизий 3-го гвардейского корпуса располагала танковым полком, кроме того, в составе корпуса был полк самоходок СУ-76. В сумме к 20 сентября корпус располагал примерно 100 танками и САУ. Это было в два с лишни[цензура]а больше, чем у 2-го танкового корпуса в тот момент." - вот это дополняло картину, само собой.
#152102 Сашко 29 сен 2015, 11:39
Юрко писал(а):Ничуть не умаляя героизма дедов, и все такое. Но, блажь это буденно-ворошиловская была уже в те времена)))


Это не блажь. Лошади - вариант повышения мобильности пехоты.
Сейчас да, есть на чем возить пехоту по бездорожью. А тогда - только ножками. Так что лошадки - это не обязательно "с шашками на танки", это еще и увеличение скорости передвижения + бензин не нужен + можно скушать, если в глубоком рейде по тылам продукты кончились.

Re:

#152104 Серега 29 сен 2015, 11:50
Я не забываю и горд подвигом предков, НО кавалерия да еще и в 1943 году - это пушечное мясо. Ветераны говорили шла конница за конницой и трупы трупы трупы - еще хуже штрафбатов. Уж извините.

Re:

#152117 Рамамба 29 сен 2015, 13:40
прадед и его брат во время ВОВ попали в ковалерию, оба погибли, одного брата разорвало снарядом прямо на глазах другого.

Re:

#152144 Абобо 29 сен 2015, 17:01
Ну как бы кавалерийские подразделения были не только у РККА во время ВОВ. Да даже 2мировой. хотя конечно польская кавалерия и венгерская это "мэм". Да и что за наезды на Будёнова и Ворошилова вот уж кто, а они пробивали и тащили идею механиации, моторизации и танковых корпусов в РККА перед войной.

Re:

#152311 Юрко 30 сен 2015, 09:27
".Да и что за наезды на Будёнова и Ворошилова вот уж кто, а они пробивали и тащили идею механиации, моторизации и танковых корпусов в РККА перед войной."
Это ли наезды. На ЭТИХ я еще не наезжал - а очень хотелось бы. Лоббисты хреновы)))

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32

Реклама | Adv
cron