Новостная лента

Модератор: ob_ekt_195

#150182 Edrard 19 сен 2015, 18:58

Изображение

Зимой 1941 года в немецком тылу люди собирали для солдат вермахта на Восточном фронте тёплые вещи, вплоть до дамских шуб и муфт. В это же время под Москвой, Тулой, Мценском промерзали, глохли и ломались многочисленные детища военно-технической мысли Германии. «Генерал Мороз», конечно, воевал не только против немцев, бойцы Красной армии терпели от него не меньшие лишения. Но у советских войск опыт ведения боевых действий в условиях зимы был богаче немецкого. Это видно хотя бы по тому, что в первой половине Великой Отечественной войны основных успехов наши солдаты добивались именно зимой.

В сфере военного изобретательства технике для ведения войны в условиях холодного времени года уделялось довольно много внимания. Серьёзный импульс это направление получило после советско-финской войны 1939–1940 годов, проходившей в суровых климатических условиях. Как результат, в 40-е годы появилось немалое количество интересных, а иногда и причудливых проектов, которые до сих пор оставались неопубликованными.

От мотолыж до снежного глиссера

В мае 1941 года харьковский сантехник Х. Слепцов прислал письмо на имя тогдашнего наркома обороны СССР С. Тимошенко. Он предлагал построить машину с тремя лыжами: управляемой передней и двумя задними. В движение эта конструкция должна была приводиться мотоциклетным двигателем, соединённым роликовой цепью с шипованным ведущим колесом. На передней вилке мотолыж должно было располагаться вооружение — пулемёт Максима.

Изобретатели уделяли много внимания технике для ведения войны зимой. И хотя многие проекты оказались нежизнеспособны, всё же это был один из способов осмыслить боевой опыт Красной армии.

Текст письма был написан карандашом на фрагментах писчей бумаги, орфография у автора прихрамывала: «Скорость хода мотолыжей ровняется мотоцыклу». Тем не менее военные перенаправили проект в НИИ инженерной техники РККА, а оттуда — в отдел изобретений ГАБТУ, где его внимательно проанализировали специалисты. Получив аргументированный отказ с описанием всех недостатков проекта, Слепцов остался недоволен. Всего за день до начала Великой Отечественной войны он написал второе письмо. Изобретатель просил дать идее ход и вызвать его в Москву для руководства работами. Несмотря на сложнейшую обстановку начального периода войны, специалисты ГАБТУ не оставили без внимания и это сообщение. Конечно, согласия на постройку своих мотолыж Слепцов не добился.

В июле 1941 года в Народный комиссариат обороны поступило предложение инженера А. Грандилевского под названием «зимний рейдер». Автор придумал машину, которая способна после набора скорости совершать прыжки и маскировать себя снежной завесой наподобие дымовой. «Рейдер» должен был оснащаться вспомогательными ракетными двигателями и аппаратом для выброса сигнальных ракет. «Я пришел к убеждению, что в зимних условиях боевой борьбы в озерном крае (северные районы и финский плацдарм) соединения предлагаемых мною машин обеспечат разгром врага», — писал Грандилевский.

Эскиз «Саламандры против фашизма» А. Кузнецова и П. Альпа. 1942 год. (ЦАМО РФ)Идея, что боевой аппарат должен перемещаться не только по суше, вообще была популярна у изобретателей. Москвич В. Морозов в сентябре 1941 года написал письмо, начав его лиричной фразой «Наступает знаменитая русская зима…». Для частей Красной армии, которым предстояло сражаться на морозе и в снегах, автор предлагал «использовать хорошо-обтекаемую, обладающую хорошими аэро-динамическими свойствами крыло-параболу, поставив ее на лыжи и вооружить пулеметами и гранатометными гнездами». Изобретатель подчёркивал, что «снежный глиссер не может быть приравнен к неуклюжим аэросаням». Приводить машину в движение должен был мотор от автомобиля ГАЗ. Морозов перечислил преимущества своей идеи — простоту конструкции, постройки и эксплуатации. Но чертежа не приложил, ограничившись карандашным эскизом. Только это изображение от «снежного глиссера» и осталось.

«Саламандра против фашизма», педальный привод и крылатые лыжи

В феврале 1942 года инженеры Невьянского машиностроительного завода А. Кузнецов и П. Альп адресовали непосредственно И. Сталину проект со звучным заглавием «Саламандра против фашизма». Образность названия объяснялась авторами так: «Саламандра — животное, которое имеет свойства принимать окраску под цвет окружающей его среды, ядовитое, внезапно нападает на свою жертву и бесшумно подкрадывается к ней, низкое, но длинное по форме».

Эскиз бронированных мотосаней В. Локая. 1942 год. (ЦАМО РФ)Бронированный корпус на двух парах лыж должен был вмещать в себя одного красноармейца, способного вести огонь из пулемёта. Аэросани также планировалось оснастить направляющими для запуска реактивных снарядов. Подобное вооружение впоследствии прославило одно из подразделений британской армии — батальон «C» Колдстримской гвардии, в котором танки Sherman Firefly несли пусковые установки 76-мм ракет. Но в отделе изобретений Главного автобронетанкового управления «Саламандру» забраковали вместе с ракетами.

Воевать, лёжа в стальном тубусе, мягко говоря, не очень удобно. Однако в декабре 1942 года инженер-конструктор В. Локай выдвинул предложение бронированных мотосаней с экипажем из двух человек, находящихся в лежачем положении по бокам от силовой установки. Автор рассуждал так: зимой массовое использование мотоциклов и бронетехники осложняется, а обычные аэросани слабо защищены и выдают своё местоположение шумом двигателей и винтов. Выход виделся Локаю в сочетании преимуществ разных видов машин. А именно — в защищённом корпусе с низким силуэтом, установленном на лыжи. Мотоциклетный двигатель, по мнению инженера, мог быть заменён ножным педальным приводом или пневматикой — для преодоления коротких дистанций при прорыве фронта.

Фантазии изобретателей можно только позавидовать. Локай с его педальным приводом не одинок. В 1944 году изобретатель Д. Галаган придумал аэросани «Автолошадь», представлявшие собой два кузова на полозьях, приводившиеся в движение не пропеллером на корме, а гребными колёсами по бортам.

Эскиз «Авто-лошади» Д. Галагана. 1944 год. (ЦАМО РФ)

Наконец, победной весной 1945-го слесарь К. Клобуков шагнул дальше своих предшественников. Он предложил механические лыжи собственной конструкции, добавив: «…И прошу сделать роздвижные крылья, что-бы в любую минуту неудобные места мог перелететь» (стилистика и орфография автора сохранены. — Прим. ред.).

При всей своей причудливости описанные проекты были не только плодом фантазии нерадивых изобретателей. Это был один из путей осмысления и реализации боевого опыта, а заодно — искренней попыткой мирных советских граждан помочь Красной армии. А экстремальные климатические условия послужили для этого источником вдохновения. 

Читайте также:

Автор текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 386, 473, 792, 957, 1067, 1069, 1229, 1347, 1689.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 94.
  3. Fletcher D. Sherman Firefly. Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2008.

Re:

#150345 Guest 21 сен 2015, 13:09
Эммм. это нас, таким образом, плавно подводят, к идее новых танковых веток? :)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 86

Реклама | Adv