Зимой 1941 года в немецком тылу люди собирали для солдат вермахта на Восточном фронте тёплые вещи, вплоть до дамских шуб и муфт. В это же время под Москвой, Тулой, Мценском промерзали, глохли и ломались многочисленные детища военно-технической мысли Германии. «Генерал Мороз», конечно, воевал не только против немцев, бойцы Красной армии терпели от него не меньшие лишения. Но у советских войск опыт ведения боевых действий в условиях зимы был богаче немецкого. Это видно хотя бы по тому, что в первой половине Великой Отечественной войны основных успехов наши солдаты добивались именно зимой.
В сфере военного изобретательства технике для ведения войны в условиях холодного времени года уделялось довольно много внимания. Серьёзный импульс это направление получило после советско-финской войны 1939–1940 годов, проходившей в суровых климатических условиях. Как результат, в 40-е годы появилось немалое количество интересных, а иногда и причудливых проектов, которые до сих пор оставались неопубликованными.
От мотолыж до снежного глиссера
В мае 1941 года харьковский сантехник Х. Слепцов прислал письмо на имя тогдашнего наркома обороны СССР С. Тимошенко. Он предлагал построить машину с тремя лыжами: управляемой передней и двумя задними. В движение эта конструкция должна была приводиться мотоциклетным двигателем, соединённым роликовой цепью с шипованным ведущим колесом. На передней вилке мотолыж должно было располагаться вооружение — пулемёт Максима.
Текст письма был написан карандашом на фрагментах писчей бумаги, орфография у автора прихрамывала: «Скорость хода мотолыжей ровняется мотоцыклу». Тем не менее военные перенаправили проект в НИИ инженерной техники РККА, а оттуда — в отдел изобретений ГАБТУ, где его внимательно проанализировали специалисты. Получив аргументированный отказ с описанием всех недостатков проекта, Слепцов остался недоволен. Всего за день до начала Великой Отечественной войны он написал второе письмо. Изобретатель просил дать идее ход и вызвать его в Москву для руководства работами. Несмотря на сложнейшую обстановку начального периода войны, специалисты ГАБТУ не оставили без внимания и это сообщение. Конечно, согласия на постройку своих мотолыж Слепцов не добился.
В июле 1941 года в Народный комиссариат обороны поступило предложение инженера А. Грандилевского под названием «зимний рейдер». Автор придумал машину, которая способна после набора скорости совершать прыжки и маскировать себя снежной завесой наподобие дымовой. «Рейдер» должен был оснащаться вспомогательными ракетными двигателями и аппаратом для выброса сигнальных ракет. «Я пришел к убеждению, что в зимних условиях боевой борьбы в озерном крае (северные районы и финский плацдарм) соединения предлагаемых мною машин обеспечат разгром врага», — писал Грандилевский.
Идея, что боевой аппарат должен перемещаться не только по суше, вообще была популярна у изобретателей. Москвич В. Морозов в сентябре 1941 года написал письмо, начав его лиричной фразой «Наступает знаменитая русская зима…». Для частей Красной армии, которым предстояло сражаться на морозе и в снегах, автор предлагал «использовать хорошо-обтекаемую, обладающую хорошими аэро-динамическими свойствами крыло-параболу, поставив ее на лыжи и вооружить пулеметами и гранатометными гнездами». Изобретатель подчёркивал, что «снежный глиссер не может быть приравнен к неуклюжим аэросаням». Приводить машину в движение должен был мотор от автомобиля ГАЗ. Морозов перечислил преимущества своей идеи — простоту конструкции, постройки и эксплуатации. Но чертежа не приложил, ограничившись карандашным эскизом. Только это изображение от «снежного глиссера» и осталось.
«Саламандра против фашизма», педальный привод и крылатые лыжи
В феврале 1942 года инженеры Невьянского машиностроительного завода А. Кузнецов и П. Альп адресовали непосредственно И. Сталину проект со звучным заглавием «Саламандра против фашизма». Образность названия объяснялась авторами так: «Саламандра — животное, которое имеет свойства принимать окраску под цвет окружающей его среды, ядовитое, внезапно нападает на свою жертву и бесшумно подкрадывается к ней, низкое, но длинное по форме».
Бронированный корпус на двух парах лыж должен был вмещать в себя одного красноармейца, способного вести огонь из пулемёта. Аэросани также планировалось оснастить направляющими для запуска реактивных снарядов. Подобное вооружение впоследствии прославило одно из подразделений британской армии — батальон «C» Колдстримской гвардии, в котором танки Sherman Firefly несли пусковые установки 76-мм ракет. Но в отделе изобретений Главного автобронетанкового управления «Саламандру» забраковали вместе с ракетами.
Воевать, лёжа в стальном тубусе, мягко говоря, не очень удобно. Однако в декабре 1942 года инженер-конструктор В. Локай выдвинул предложение бронированных мотосаней с экипажем из двух человек, находящихся в лежачем положении по бокам от силовой установки. Автор рассуждал так: зимой массовое использование мотоциклов и бронетехники осложняется, а обычные аэросани слабо защищены и выдают своё местоположение шумом двигателей и винтов. Выход виделся Локаю в сочетании преимуществ разных видов машин. А именно — в защищённом корпусе с низким силуэтом, установленном на лыжи. Мотоциклетный двигатель, по мнению инженера, мог быть заменён ножным педальным приводом или пневматикой — для преодоления коротких дистанций при прорыве фронта.
Фантазии изобретателей можно только позавидовать. Локай с его педальным приводом не одинок. В 1944 году изобретатель Д. Галаган придумал аэросани «Автолошадь», представлявшие собой два кузова на полозьях, приводившиеся в движение не пропеллером на корме, а гребными колёсами по бортам.
Наконец, победной весной 1945-го слесарь К. Клобуков шагнул дальше своих предшественников. Он предложил механические лыжи собственной конструкции, добавив: «…И прошу сделать роздвижные крылья, что-бы в любую минуту неудобные места мог перелететь» (стилистика и орфография автора сохранены. — Прим. ред.).
При всей своей причудливости описанные проекты были не только плодом фантазии нерадивых изобретателей. Это был один из путей осмысления и реализации боевого опыта, а заодно — искренней попыткой мирных советских граждан помочь Красной армии. А экстремальные климатические условия послужили для этого источником вдохновения.
Читайте также:
- Бронефантазии 40-х годов. Истребитель танков СИГ.
- Бронефантазии 40-х годов. «Движущаяся крепость» майора Деркача.
- В тени великих битв. «Лавина» на пляжах Италии.
Автор текста — Юрий Бахурин
Источники:
- Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 386, 473, 792, 957, 1067, 1069, 1229, 1347, 1689.
- ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 94.
- Fletcher D. Sherman Firefly. Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2008.