Новостная лента

Модератор: ob_ekt_195

#111405 Edrard 22 фев 2015, 18:10

Изображение

К концу Первой мировой бывшую Российскую империю поглотила собственная война, гражданская. Она отличалась крайней деградацией тактики и упадком технической оснащённости войск. Но были и исключения. В отдельных случаях применялись новейшие образцы вооружений, в том числе — танки.

Война с ограниченными возможностями

Первые танки для белогвардейцев, около 20 французских «Рено» FT-17, прибыли в Одессу 18 декабря 1918 года. За ними последовали британские — тяжёлые Mark V и средние Whippet (всего около 85 машин на всех фронтах). В теории на фоне общего развала даже два-три исправных танка были оружием, способным повергнуть любого противника. На практике применение танков столкнулось с множеством проблем.

Не хватало обученных экипажей, приходилось привлекать британских и французских специалистов. Первых танкистов Белой гвардии обучали зарубежные инструкторы, несколько иностранных добровольческих отрядов воевали против красных, но начиная с 1920 года на танках сражались только русские.

Танк «Первая помощь» на марше. Ноябрь 1919 годаБольшим препятствием для выполнения тактических задач была огромная протяжённость фронтов. При наступлении армии Н. Юденича на Петроград осенью 1919 года танкистам приходилось идти в бой снова и снова — до трёх раз за день. Всего за четыре дня танк «Капитан Кроми» прошёл почти 160 км, танк «Бурый медведь» чуть меньше — 155 км, а «Первая помощь» — 130 км. Для первых танков это были очень длительные рейды, они быстро изнашивали механизмы и выматывали экипажи.

О нормальном снабжении даже говорить не приходилось. В хаосе гражданской войны некоторые танкисты Белой армии — редкий и элитный вид войск — не имели даже целой одежды. Один из них вспоминал: «По прибытии в танковый батальон мой гардероб включал матроску, разорванную во многих местах, в ужасном состоянии черные брюки и пару ботинок без подошв. У меня не было ни фуражки, ни носков, ни нижнего белья». Позднее англичане подарили ему свежую форму. Русские танкисты, в отличие от британских экипажей, не получали жалованья, плохо питались, не могли купить табака. Топливо приходилось подвозить на телегах.

Танковый меч Белой гвардии

Помимо очевидных преимуществ в бою, появление танков на поле боя производило психологическое воздействие на красных. Даже имея тяжёлые пушки, солдаты не знали, как поражать движущиеся бронированные цели. Экипажи танков утверждали, что по ним стреляли из 107-мм и даже 220-мм орудий, но заградительный огонь практически не причинял машинам вреда. Типичное описание заслуг командира танка того времени: «Прорвался сквозь неприятельские искусственные заграждения, вошёл в окопы и несмотря на сильный артиллерийский огонь оставался там 25 минут, давая возможность подойти без потерь своей пехоте».

В бою у хутора Преображенка красноармеец-пулемётчик Калиниченко, расстреляв патроны, шёл в мёртвой зоне рядом с танком и стучал в броню гранатой. Затем он залез на танк, но был ранен разрывом собственной гранаты

Первые танковые атаки казались обеим сторонам неудержимыми, несмотря на их грубую и примитивную тактику. Даже притом что рёв моторов выдавал машины, идущие к фронту, а взаимодействие с пехотой и артиллерией не было налажено, танки то и дело одерживали победы. Именно благодаря им А. Деникин захватил Царицын и Донбасс.

Красная пехота ещё не имела противотанковых средств. Обычные пули отскакивали от брони, в худшем случае частички металла и краски, отлетавшие внутрь машин, царапали лица и руки танкистов. Способы борьбы с бронированной угрозой искали всё настойчивее. В качестве доказательства того, что танки уязвимы, в Петрограде демонстрировалась машина, которую подбила под Гатчиной латышская батарея Г. Бриедиса.

К началу 1920 года тактика боевого применения танков белогвардейцами значительно улучшилась. Во время прорыва из Крыма танковые части П. Врангеля уже вовсю использовали маскировку, они были обеспечены грузовиками, мотоциклами, даже электростанцией и лазаретом. Было налажено взаимодействие с сапёрами и артиллерией, нормальное техобслуживание машин. В итоге фронт красных был прорван, армия Врангеля вышла в Северную Таврию.

Белогвардейцы Донской армии на фоне танка Mark V. 1919 годаСохранилось описание, как красные пытались у хутора Преображенка (рядом с Перекопом) уничтожить танк кавалерией и артиллерией. Кавалеристы спешились среди деревьев, заняв позиции со связками гранат и ручными пулемётами. Сначала они метали гранаты издали, потом шагов с тридцати, но без малейшего эффекта. Винтовочного и пулемётного огня машина тоже не боялась. Один из красноармейцев шёл в мёртвой зоне возле танка, стуча по броне гранатой, потом залез на машину, но был ранен взрывом собственной гранаты. После в дело вступили конные батареи. По плану они должны были выстроиться полукругом и расстрелять танк в борт. Но огонь пушек с тысячи шагов был неточен, поэтому одна из батарей выехала на пятьсот шагов. Совместным огнём двух батарей один из танков был подбит, но отбуксирован второй машиной в тыл.

Каховский триумф Красной армии

Кульминацией применения танков в Гражданской войне стали бои на Каховском плацдарме 14 октября 1920 года. Наступление белых под командованием Врангеля строилось по канонам тактики и теоретически имело хорошие шансы на успех. Ранним утром внезапно заговорила артиллерия, затем 12 танков при поддержке конных батарей, броневиков и пехоты нанесли удар по позициям красных.

Будучи в выигрышном положении, белые совершили ряд ошибок. Они атаковали за два с половиной часа до рассвета, так что танки не видели друг друга и сражались фактически поодиночке. Кроме того, артиллерия и авиация не обеспечили своевременную поддержку наступления, а белая пехота оказалась связана боем с красной и не смогла помочь танкам.

Красноармейцы, в свою очередКартина И. В. Владимирова «Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой», 1930 годь, были насторожены предыдущими атаками и подготовились. Они укрепили плацдарм тремя линиями окопов, рвами, противотанковыми фугасами и даже огнемётами. К фронту были переброшены броневики, вооружённые пушками. Артиллеристы Красной армии к тому времени уже знали, как бороться с танками. Для этого выделялись специальные «кинжальные» батареи, стрелявшие прямой наводкой с малых дистанций. Результат — «пленение» пяти танков. В этом сражении войска Врангеля потерпели поражение, окончательно лишив его надежд на удачное наступление.

Также читайте:

Автор текста — Евгений Белаш

Источники:

  • Report on the British Military Mission, South Russia by Gen. Holman, 8 October 1919. CHAR 16/29, CCAC.
  • With Lieutenant Colonel Hope Carson in Estonia and Russia. Baltic Defence Review 2/1999.
  • Гостев И. М. Танки в гражданской войне на Севере и памятник в Архангельске. Архангельск, 2011.
  • Крастынь Я. П. Латышские стрелки в борьбе за советскую власть 1917–1920. Воспоминания и документы. Рига. Издательство Академии Наук Латвийской ССР, 1962.
  • Реден Н. Р. Сквозь ад русской революции. Воспоминания гардемарина 1914–1919. Москва: Центрополиграф, 2006.
  • Трембовельский А. Эпизоды из жизни 3-го отряда танков. Первопоходник, № 3. Октябрь 1971 г. Первопоходник, № 4. Декабрь 1971 г. № 6. Апрель 1972 г.
  • Уильямсон Хадлстон. Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919—1920. — М.: Центрполиграф, 2007.
  • Этапы большого пути. Воспоминания о гражданской войне. Под ред. В. Д. Поликарпова. М., Воениздат, 1963.
  • Федосеев С. Л. Русские против танков. Броня. № 4 (9). 2011.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35

Реклама | Adv