Средний танк M4 Sherman был настоящей «рабочей лошадкой» американской армии. А его модификация М4А3Е8, которую танкисты называли «верной восьмёркой», в свою очередь, стала венцом развития этого семейства.
Создателем танка был талантливый, но практически неизвестный конструктор Гарри Остин Нокс. Его машины больше десяти лет буквально доминировали в американской танковой промышленности! Кто же он и каков его вклад в развитие танковой отрасли США?
Когда танков ещё не было
Гарри Нокс родился 19 января 1875 года рядом с Вестфилдом, штат Массачусетс. В 1894 году окончил технический институт в Спрингфилде. Нокс «заболел» автомобилями и в том же году построил свой первый бензиновый двигатель. Первоначально Гарри работал на Overman Bicycle Company, где строил двигатели для трёхколёсных машин, а позже решил заняться собственным бизнесом.
В 1900 году в Спрингфилде открылась Knox Automobile Company. Вначале Нокс создавал трёхколёсные машины, позже появились и четырёхколёсные модели. С 1906 года его фирма строила пожарные машины. Пассажирские автомобили Knox Automobile Company выпускала до 1914 года. Производство грузовиков длилось гораздо дольше. Фирма прекратила своё существование в 1927 году, причём часть её продукции дожила до наших дней.
От автомобиля к танку
В паре источников упоминается, что позже Гарри Нокс занимался танкостроением, но мало кто знает, насколько глубоко он ушёл в эту тему. Работа Нокса на военных началась в 1924 году. Как раз в это время американское Управление вооружений вдребезги разругалось с Джоном Уолтером Кристи, ещё одним танкостроителем, пришедшим из автомобильного бизнеса.
В отличие от Кристи, который отличался крайне непростым характером и часто привлекал внимание прессы к себе и своим машинам, Гарри Нокс был непубличным человеком. Как уже говорилось выше, его имя даже историкам бронетанковой техники ничего не скажет. Между тем малоизвестный автомобилестроитель в реальности является ключевой фигурой в американском танкостроении.
Насколько велико было влияние Нокса, можно понять, если покопаться в архивах патентных бюро. Знаменитая резино-металлическая гусеница, подвеска на спиральной рессоре, которая ставилась на американские танки более десятка лет, трансмиссия в едином блоке, находящемся в носовой части танка, — всё это на самом деле придумал Гарри Нокс. На его счету почти сотня изобретений, которые использовались в американских танках и полугусеничных тягачах.
Мало того, Нокс патентовал не только отдельные узлы, но и целые танки. Например, автором и держателем патента на лёгкий танк Cunningham T1 является именно Гарри Нокс. Фактически фирма Cunningham являлась лишь подрядчиком Управления вооружений. На фоне того, сколько у Нокса изобретений, Кристи просто теряется.
Теневая фигура влияния
Почему же тогда этот человек оказался неизвестен? Ответить на этот вопрос можно, если прочитать любой из патентов Нокса, так или иначе связанный с военными разработками. Начинается текст патента с того, что изобретение передаётся на безвозмездной основе государству и может использоваться им безо всяких ограничений. Таким образом, изобретатель оставался в тени своих покровителей из Управления вооружений.
Имеющегося жалования изобретателю вполне было достаточно, к тому же его наверняка поощряли. С другой стороны, Управление вооружений было лишено головной боли благодаря «придворному» конструктору, который, в отличие от Кристи, не требовал выплат по патентам. Между прочим, одним из покровителей Нокса был Джон Крисмес, человек, сыгравший ключевую роль в изгнании Кристи и его танков из американской армии в начале 30-х годов. Крисмес даже фигурирует как соавтор в паре патентов Гарри Нокса.
Имея таких покровителей, конструктор мог не беспокоиться насчёт потенциальных конкурентов. Да, разработанный Ноксом лёгкий танк T1 и созданный на его базе средний T2 по всем статьям проиграли танку M1928 конструкции Кристи, появившемуся, как чёртик из табакерки, в самое неподходящее время. Созданный Кристи танк сорвал планы по закупке 250 лёгких T1, а Гарри Ноксу пришлось радикально переделывать концепцию своих машин. В итоге появились лёгкие танки T2 и T5, которые стали концептуальной базой для практически всех американских гусеничных боевых машин с 1935 по 1945 год.
Лёгкие танки M2, M3, M5, средние M2, M3, M4, M7, тяжёлый M6 и даже сверхтяжёлый T28 — все эти машины создавались из компонентов ходовой части и агрегатов, созданных Ноксом. Ему же принадлежит идея тележки с резино-металлической гусеницей, которая использовалась на американских «хальфтраках» (полугусеничных машинах). Использовались наработки Нокса и в танках фирмы Marmon-Herrington, включая M22 Locust.
Звезда Нокса начала заходить только к середине 40-х годов, когда стало понятно, что его разработки устарели. Место пружинной подвески заняли торсионы, трансмиссию окончательно перенесли в заднюю часть танка. Кстати, на смену концепции повлиял наш КВ-1, который был отправлен осенью 1942 года в США на испытания. Последний его патент датирован 1951 годом.
Умер серый кардинал американского танкопрома в 1957 году, оставшись в истории как создатель одной из многочисленных американских автомобильных компаний. Танковое наследие Гарри Нокса ещё ждёт своих исследователей…
Автор текста — Юрий Пашолок
Юрий Пашолок — историк, специалист по бронетехнике периода Второй мировой войны. Автор многочисленных статей в различных изданиях бронетанковой тематики, а также книг «Panzerkampfwagen “Maus”» и «Стальные шары Сталина». Исторический консультант World of Tanks.