Новостная лента

Модератор: ob_ekt_195

#93767 Edrard 25 окт 2014, 16:49
Изображение

Замечательный советский писатель Николай Носов в повести о приключениях Незнайки и его друзей изобразил изобретателя Шурупчика и его шедевр — восьмиколёсный паровой автомобиль с фисташковым охлаждением: «Четыре колеса у него снизу и четыре сверху. Обычно машина ходит на нижних колёсах; верхние колёса сделаны на тот случай, если машина перевернется. Все восемь колёс машины поставлены под углом, то есть наклонно, благодаря чему автомобиль может ездить не только как все автомобили ездят, но и на боку и даже на спине, то есть совсем вверх ногами». 

Но это — повесть-сказка. А многие военные изобретатели ХХ века проектировали удивительные машины на полном серьёзе.

Вездеход-метеор. Он же — танк-бронепоезд

«При израсходовании топлива МЕТЕОР может самостоятельно сойти с рельсов и пойти на розыски топлива, забрав находящееся под руками любое топливо».
Из описания проекта В. Емельянова

Сентябрь 1941 года. Фельдшер из Сызрани В. Н. Емельянов, не мелочась, отправил самому И. Сталину свой проект — «Сверхскоростной универсальный бронепоезд-танк ВЕЗДЕХОД». Автор уверял, что его детище «может ходить: по рельсам — один и с составом со скоростью более 200 км/час; по суше — преодолевая горы и овраги; может плавать по воде, независимо от глубины и ширины рек». (Здесь и далее стилистика и орфография автора сохранены. — Прим. ред.) Письмо Емельянова было передано в ГАБТУ, но не впечатлило его специалистов. Из представленных бумаг стало понятно, что у машины плохая проходимость, низкая поворотливость и в целом конструкция громоздкая.

Емельянов не пал духом и ещё два года пытался улучшить упомянутые характеристики своего «Вездехода». В результате предполагаемая масса танка уменьшилась втрое, а сам он должен был свободно передвигаться по грунту и рельсам как на гусеницах, так и на колёсах. Обновлённый проект получил не менее громкое название — «Универсальный бронепоезд-танк МЕТЕОР».

Свой проект В. Емельянов оформял со вкусомЕмельянов описывал возможности своего изобретения так: «МЕТЕОР немедленно переходит с рельсов на гусеницы и обойдет по грунтовым путям препятствие, а затем опять перейдет на ж.д. пути… Благодаря своей сверхскоростности, вероятность попадание в МЕТЕОР вражеских артиллерийских снарядов и авиабомб будет значительно уменьшена». Переключение между движителями должно было достигаться посредством монтированных на танк домкратов. Невероятную скорость «Метеора» (более 200 км/ч) Емельянов объяснял отказом от кривошипно-шатунной паровозной передачи в пользу гидравлической трансмиссии. При этом работу всех механизмов ходовой части и движение машины должен был обеспечивать один-единственный паровой цилиндр. Передаточный механизм изобретатель собирался прикрыть надёжной броней.

Котёл, также бронированный, задумывался «всеядным». Он должен был работать на угле, керосине, нефти, дровах или даже соломе! Несмотря на все старания Емельянова, специалисты Главного автобронетанкового управления его прожектам не поддались. «Метеор» остался на бумаге.

Двойная танкетка «Сарк». Обмани врага!

Бронемашина «Сарк». Чертёж поперечной проекцииОчень нетривиальную бронемашину в 1945 г. придумали москвичи А. А. Смирнов и К. Н. Романов, назвавшие свой проект загадочным словом «Сарк».

В чем заключалась её оригинальность? Слово авторам: «Вся установка из двух, совершенно одинаковых по внешнему виду и размерам, отдельно передвигающихся машин. Это делается в целях маскировки главной машины».

Обе танкетки должен был соединять прочный кабель. По нему поступало питание для электромоторов вспомогательной машины. Энергию вырабатывал генератор постоянного тока, расположенный в главной танкетке. Протяжённость кабеля насчитывала порядка 800 метров, и для него во вспомогательной машине планировалось установить деревянный барабан. Экипажа в ней не предусматривалось. Главной же машиной должен был управлять всего один человек, а как именно, подробно писали Смирнов и Романов: «Управление главной машиной производится находящемся в ней в лежачем положении бойцом. Рычаги управления находятся у рук и ног его. Для устойчивого положения лежачего бойца в нижних подушках делается седло, на которое боец опирается /садится/». Плечевые лямки и пружинящая подушка сверху обеспечивали бы водителю главной машины идеальную амортизацию.

Для чего вообще требовалась вспомогательная машина и бронированный тандем «Сарк»? Авторы в описании проекта этим вопросом не задавались. Однако подчёркивали, что «копия», прикрывающая главную танкетку, могла бы служить движущимся снарядом, перевозящим взрывчатку и уничтожающим укрепления или технику противника на расстоянии кабеля. Единственная историческБронемашина «Сарк». Чертёж продольной проекцииая аналогия задумки изобретателей — штурмовые бочки. В войнах прошлого, вплоть до Первой мировой, их наполняли порохом, поражающими элементами (куски металла, шрапнель, пули), оснащали запалами и скатывали на вражеские войска, осаждающие крепость. Правда, создание и применение такого импровизированного оружия обходилось  дешевле предполагаемой стоимости проекта «Сарк».

Вездеход и модульная бронемашина

Проекты Емельянова, Смирнова и Романова — отнюдь не первые. За тридцать лет до этого модульные и вездеходные машины уже были объектом для размышлений конструкторов.

В конце марта 1916 г. подданный Британской империи Горацио Томас Лайэлль из графства Эссекс адресовал российскому послу в Лондоне графу Бенкендорфу «Описание усовершенствованной комбинированной моторной повозки: автомобиля-саней-лодки-гидроплана». Лайэлль говорил о машине, похожей на лодку с пропеллерами, способную двигаться по любой поверхности без потери скорости. Проходимость обеспечивалась сменной ходовой частью — колёсами, поплавками или полозьями. Экипаж из двух человек, по словам инженера, мог заменить одно на другое без особых усилий. Вооружение машины предполагалось минимальным — один пулемёт. Слабость в бою должна была компенсироваться мобильностью и свободой манёвра на любом рельефе. В письме изобретатель признался, что ещё в 1914 году предлагал свою разработку английским военным, но те не проявили к ней интереса. Увы, но два года спустя и русские специалисты энтузиазма не проявили.

«Это бронированный автомобиль-крейсер. Без вооружения — бронированный транспорт ... Включается подобно вагону трамвая, почему, с внешней стороны, как зад так и перед отсутствуют».
Из описания проекта П. Марченко

В декабре того же 1916 г. одессит П.С. Марченко предложил военному министру России генералу от инфантерии Д. С. Шуваеву другое изобретение. Его машина конструктивно должна была состоять из независимых модулей. Например, на передовой из двух повреждённых машин можно было собрать одну «здоровую» и снова отправить её в бой. Вооружить автомобиль-крейсер изобретатель хотел шестью 75-мм пушками корабельного образца, четырьмя пулемётами и башней с двумя зенитными орудиями.

К сожалению, авторы не приложили чертежей своих машин, ограничившись лишь словесными описаниями.

Сегодня многие технические предложения эпохи мировых войн, оставшиеся на бумаге, могут вызывать улыбку. Но они остаются памятником исканиям инженерной мысли на трудном пути от начал танкостроения к его вершинам. Изобретатели, будь они подданными короны или гражданами СССР, были искренни в стремлении помочь достижению победы на фронте. Их проекты ждут исследователей в архивах.

Также читайте: Эпициклоид «Обой». Паровой каток Российской империи.

Автор текста — Юрий Бахурин.

Юрий Бахурин — военный историк. Автор ряда публикаций в центральной и региональной научной печати: журналах «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Военно-исторический архив», «Родина», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Автор книги «Panzerjäger Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое применение».

Источники и литература:

  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.803. Оп.1. Д.1829. Л.75.
  • РГВИА. Ф.803. Оп.1. Д.1817. Л.103-104.
  • Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 591. Л. 2-9,
  • ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 1695. Л. 2-6.
  • Шперк В.Ф. Фортификационный словарь. М., 1946.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

Реклама | Adv